Замена стабилизатора поперечной устойчивости Lada Vesta » Лада.Онлайн

Принцип работы стабилизаторов

Пружины обеспечивают упругость и возврат элементов подвески в исходное состояние, а амортизаторы – плавность хода и гашение упругих колебаний кузова. Вместе с тем, даже безупречной работы перечисленных элементов для обеспечения безопасного движения недостаточно. Если вывесить автомобиль на подъемнике или загнать на смотровую яму, кроме рычагов, пружин и амортизаторов на любом современном легковом автомобиле, можно увидеть и другой элемент  – стабилизатор поперечной устойчивости.

Принцип работы стабилизатора заключается в перераспределении веса кузова автомобиля по колесам при его крене. Например, при прохождении поворотов с малым радиусом или при резком изменении траектории движения. В широко распростаренной передней подвеске типа «Мак – Ферсон» стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой торсионный рычаг, работающий на скручивание.

Этот рычаг имеет жесткое соединение с кузовом или подрамником. Усилия от подвески передаются на него при помощи дополнительных рычагов, шарнирно соединенных с подвеской. Такое нехитрое устройство способно предотвращать сильный крен автомобиля (и соответственно, его опрокидывание), сохраняя при этом прямую траекторию движения.

В подвеске заднего моста стабилизатор поперечной устойчивости обычно установлен на автомобили, имеющие полный привод всех колес.  На многих заднеприводных моделях автомобилей со сплошной балкой заднего моста роль стабилизатора выполняет реактивная штанга (тяга Панара). Некоторые полноприводные модели японского производства прошлых лет (Toyota Sprinter Carib, Land Cruiser 80 и пр.

), наряду с тягой Панара оснащены стабилизатором – изогнутой тягой, проходящей через всю балку заднего моста и связанной через короткие рычаги с силовыми элементами кузова или рамы. Принцип работы заднего стабилизатора аналогичен принципу работы переднего: уменьшение опрокидывающего момента кузова при его крене.

Снятие

Согласно Технологической инструкции для снятия стабилизатора поперечной устойчивости требуется снимать подрамник и термоэкран рулевого механизма. Однако если на подрамнике нет крепления глушителя (на ранее выпущенных Lada Vesta) снять штангу стабилизатора можно без снятия подрамника, освободив крепления подрамника только с одной стороны.

Если снимаете подрамник для замены штанги стабилизатора или рулевой рейки, то рычаги от подрамника можно не отсоединять. После снятия подрамника и защитного кожуха рулевого механизма следует:

  1. Удерживая от проворачивания палец стойки 4, рисунок 7-1, стабилизатора отвернуть гайку крепления и отсоединить стойку от штанги 1 стабилизатора поперечной устойчивости (ключ шестигранный угловой 5, ключ кольцевой 16).
  2. Снять со штанги стабилизатора поперечной устойчивости скобу 2 крепления стабилизатора и подушку 3.

Признаки неисправности втулок стабилизатора

Замена стабилизатора поперечной устойчивости Lada Vesta » Лада.Онлайн

Для гашения шумов и вибрации, передающихся от подвески кузову, все соединения крепятся через упругие элементы. Не является исключением и узлы стабилизатора, которые крепятся к кузову через металлические втулки, запрессованные в резину. В результате множества факторов: плохого состояния дорожного покрытия, применения агрессивных реагентов, стиля вождения и пр.

Первыми предвестниками необходимости замены втулок служат легкие стуки в подвеске. В отличие от стуков амортизаторов заключается не только при проезде дорожных неровностей, но и при прохождении поворотов с малым радиусом на ровном дорожном покрытии. Они обусловлены появлением люфта в соединениях рычагов стабилизатора в результате износа втулок. Если этому не придавать значения, то впоследствии «симптоматика» может нарастать.

Дребезжащие стуки подвески усилятся и станут сопровождать любое движение элементов подвески, в результате дальнейшего растрескивания и деформации резиновых втулок. Наряду с этим автомобиль будет сильно крениться в поворотах, кузов станет раскачиваться вдоль поперечной оси (при сильном износе втулок по обоим колесам, либо при поломке балки стабилизатора).

В некоторых случаях начинает «люфтить» рулевое колесо. Автомобиль теряет остроту управления, становится валким. Возможно «рыскание» и увод в сторону неисправного элемента подвески не только при торможении, но и при попытке смены полосы и траектории движения. В подвеске могут появиться другие посторонние шумы и вибрация.

Чтобы заменить резиновые втулки переднего стабилизатора с минимальной потерей времени и меньшими усилиями, все работы лучше производить не на подъемнике или на домкрате, когда вывешиваются все колеса автомобиля, а на смотровой яме с применением домкрата, опор или нескольких домкратов. Перед заменой изношенных элементов стабилизатора для удобства автомобиль сначала вывешивают на подъемнике или домкрате.

Если резьбовые соединения не поддаются из-за окислов или сильного загрязнения, во избежание срыва граней или срезания болтов необходимо обработать их специальной жидкостью, облегчающей откручивание. Перед процедурой ослабления креплений, необходимо приподнять домкратом нижний рычаг либо поставить упор. При замене втулок в подвеске обоих колес (что желательнее), необходимо поднять домкратом или выставить упоры на оси передних колес.

Втулка стабилизатора передняя

Эта процедура необходима для снятия нагрузки с балки стабилизатора для более легкой замены втулок. После того как все эти условия выполнены, можно производить снятие креплений с кронштейна и выпрессовывания втулки с последующей ее замены на новую. На большинстве моделей автомобилей втулки стабилизатора выполнены разрезными. Это сделано для удобства их монтажа. Ремкомплекты стабилизатора изготавливаются из резины или полиуретана.

В оригинальных ремонтных комплектах всегда имеется необходимое количество консистентной смазки, которой необходимо смазать внутреннюю поверхность втулок перед заменой. Сборка всех узлов стабилизатора и других элементов автомобиля производится в обратной последовательности. Для более длительного срока службы втулок, необходимо производить периодическую чистку кронштейнов стабилизатора от песка и дорожной грязи.

Установка

  1. Присоединить к штанге 1, рисунок 7-1, стойки стабилизатора 4 и завернуть гайки крепления. Момент затяжки гаек 53…71 Нм (5,3…7,1 кгс.м) (ключ шестигранный угловой 5, ключ кольцевой 16, насадка сменная кольцевая 16, ключ моментный).
  2. Нанести на внутреннюю поверхность подушек стабилизатора силиконовую смазку (для штанги старого образца).
  3. Установить на штангу 2, рисунок 7-2, стабилизатора подушки 1 до упора в поясок “А” и установить на подушки скобы 2, рисунок 7-1, крепления стабилизатора поперечной устойчивости (для штанги старого образца).
  4. Закрепить штангу стабилизатора на подрамнике. Болты затянуть с моментом 18-24 Нм.

Осмотр подвески

Перед осмотром желательно произвести мойку и чистку всех элементов подвески, а также их соединений. При визуальном осмотре всех упругих элементов подвески легко можно обнаружить поврежденную деталь. Если втулка изношена или повреждена – на ней заметны потертости и трещины, называемые в среде профессиональных автомехаников «ромашками» за характерные узоры, которые образуют резиновые элементы при растрескивании.

Потеря упругости, «задубление» резины – так же является верным признаком к предстоящей замене. Если по каким-либо причинам (отсутствие подъемника, смотровой ямы или ближайшей СТО) осмотреть втулки стабилизатора не удается, определить степень износа можно по наличию стуков. Достаточно упереться руками в верхнюю часть крыши (центральную стойку) и немного покачать автомобиль из стороны в сторону. Наличие стуков, скрипов и их локализация в нижней части подвески могут служить косвенным показанием к замене эластичных втулок.

Для более детального осмотра необходимо вывесить автомобиль на подъемнике, либо загнать его на эстакаду или смотровую яму. Для определения состояния элементов стабилизатора поперечной устойчивости необходимо при помощи ломика или монтажной лопатки покачать места соединения всех рычагов подвески. Для этого необходимо опереться монтажной лопаткой в место крепления к кузову, не повреждая при этом защитного покрытия и с легким покачиванием поочередно надавить на все проверяемые крепления стабилизатора.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть