Крестовина карданного вала Нива Шевроле: замена своими руками и какие лучше ставить?

Устройство и принцип работы

Деталь представляет собой крестообразный шарнир, который отвечает за соосность вращающихся частей кардана. К его четырем концам присоединены две вилки карданного вала.

Подвижное соединение обеспечивается за счет игольчатых подшипников, вставленных в чашки надетые на крестовину.

Фиксация деталей обеспечивается стопорными кольцами, от которых зависит величина зазора и люфта. На некоторых автомобилях вибрацию карданного вала можно устранить без замены крестового шарнира.

Для этого достаточно лишь установить стопорные кольца большей ширины. Однако на Ниве Шевроле, как и на большинстве легковых машин, проблема решается заменой крестовины.

Какие лучше ставить?

Минимальная цена крестовины стартует с 250-280 рублей. Столько стоит продукция Just Drive, Trialli, Zommer и LADA.

Но, учитывая трудоемкость замены, лучше не экономить, устанавливая дешевые детали.

Запчасти Fenox и Tirsan, стоят почти вдвое дороже, зато имеют большую надежность.

Поэтому лучше переплатить 200-300 рублей при покупке, чем тратить время и деньги на устранение очередной поломки.

Признаки неисправности

Износ крестовины проявляется в виде стука во время старта автомобиля и вибрации при движении. Однако такие признаки характерны и для некоторых других неисправностей трансмиссии. Чтобы проверить состояние детали, необходимо:

  • Установить автомобиль на яму, эстакаду или подъемник.
  • Включить «нейтралку».
  • Взяться руками за кардан и резко покрутить его в разные стороны.

Фото 1

При наличии люфта в игольчатых подшипниках необходимо заменить крестовой шарнир. Сделать это можно самостоятельно.

Разборка и сборка карданного шарнира

Инструкции по ремонту карданной передачи, порядок сборки и разборки карданный передачи нива 2131, инструкция по замене вала, руководство по снятию и установке шарнира нива 2131, ваз 2121.

Обслуживание и эксплуатация коробки нива 2121. Инструкции по ремонту кардана, моста и привода колес нива 2131.

Разборка и сборка карданного шарнира Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4

Разбираем карданный шарнир только для замены крестовины в сборе с подшипниками.

Снимаем карданный вал (см. Снятие карданного вала).

Круглогубцами снимаем четыре стопорных кольца.

Помечаем детали шарнира так, чтобы при сборке расположить их в том же положении.

Метки наносим краской…

…или зубилом.

Устанавливаем съемник на вилку фланца шарнира.

Корпус подшипника выпрессовываем из гнезда вилки карданного вала до упора крестовины в вилку.

При отсутствии съемника опираем вилку фланца карданного вала на опору (губки тисков)…

…и через подходящий отрезок трубы наносим молотком удары по вилке карданного вала, смещая ее вниз до упора в крестовину.

Аналогично выпрессовываем корпус подшипника, расположенный с противоположной стороны вилки карданного вала.
Оперев вилку карданного вала на губки тисков, поочередно выпрессовываем корпуса подшипников из гнезд фланца.
При обоих способах выпрессовки корпуса подшипников из отверстий вилок полностью не выходят,…

…поэтому, даже если сдвинуть крестовину до упора в вилку, шип крестовины из корпуса подшипника не вынимается.

Для окончательной выпрессовки корпус подшипника необходимо зажать в тиски. Чтобы он не проворачивался в губках тисков,…

…отрезной машинкой («болгаркой») протачиваем на корпусе подшипника лыски.

Теперь корпус подшипника можно надежно зажать в тисках за лыски.

Поворачивая карданный вал вокруг оси подшипника, снимаем вилку с корпуса подшипника.

Снимаем фланец с крестовиной.

Корпус одного из подшипников крестовины, установленных во фланце, выпрессовываем также, как и корпус подшипника вилки карданного вала.

Вынимаем крестовину.

Зажав вилку карданного вала в тиски, выколоткой выбиваем корпус другого подшипника, оставшийся в вилке. Аналогично выбиваем корпус подшипника, оставшийся во фланце.
Перед установкой новой крестовины убеждаемся в наличии смазки в подшипниках – в каждый подшипник закладывается 0,8–1,2 г смазки Фиол-2У.
Надеваем сальники на шипы крестовины и вставляем крестовину в гнезда вилки карданного вала.

В тисках с накладками губок из мягкого металла запрессовываем подшипник в гнездо вилки до упора ее торца в губку тисков.

При этом вставляем шип крестовины в гнездо подшипника так, чтобы иглы подшипника не выпали. В процессе запрессовки покачиванием контролируем легкость вращения крестовины в подшипнике.

Подходящим отрезком трубы допрессовываем подшипник в гнездо вилки глубже проточки под стопорное кольцо.

Круглогубцами устанавливаем стопорное кольцо в проточку вилки.

Аналогично запрессовываем подшипник в другое гнездо вилки вала до упора противолежащего подшипника в торец стопорного кольца и устанавливаем второе стопорное кольцо.
Ориентируя фланец по меткам относительно вилки карданного вала, вставляем шипы крестовины в гнезда фланца.

Поочердно запрессовываем два подшипника в гнезда фланца…

…и устанавливаем стопорные кольца в его проточки.
После сборки карданного шарнира наносим удары молотком с пластмассовым бойком по вилке и фланцу для того, чтобы выбрать зазоры между торцами корпусов подшипников и стопорных колец (подбор толщины стопорных колец см. в описании конструкции).
Проверяем легкость проворачивания карданного шарнира.

Полезные советы

Приспособление для разборки карданных шарниров:

1 – болт М14х70;
2 – верхняя опорная пластина;
3 – стяжка (2 шт.);
4 – нижняя опорная пластина;
5 – гайка М12 (2 шт.);
6 – отрезки трубы

Приспособление для разборки карданных шарниров

Разборка карданных шарниров будет проще и удобнее, если пользоваться приспособлением, показанным на рисунке. Расстояние между опорными пластинами выбирается в зависимости от размеров шарнира.

Замена

  • Для начала тонкой отверткой поддеваем стопорное кольцо, которое находится с внутренней стороны:
  • А потом когда оно немного сдвинется в сторону и его можно будет поддеть сбоку, вынимаем его полностью:
  • После этого с противоположной стороны бьем по чашке молотком до тех пор, пока с этой стороны она не вылетит:
  • После чего результат должен быть примерно следующий, как показано на фотографии ниже:
  • Теперь вынимаем стопорное кольцо с противоположной стороны таким же образом, как было описано выше и затем наставляем в выемку чашки болт или пробой по диаметру:
  • И бьем до тех пор, пока вторая чашка не вылетит:
  • Теперь проделываем точно такую же процедуру с другой стороной крестовины и после этого очень просто она вынимается без особых проблем.
  • Если деталь нуждается в замене, то ставим новую и забиваем все на место в обратном порядке. И не забываем устанавливать стопорные кольца. Если они немного разогнулись, можно немного их сжать небольшим постукиванием молотка или немного сдавив их пассатижами.

Перед началом работ нужно обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или эстакаду.

Для замены крестового шарнира понадобятся:

  • Ключ на 13 мм.
  • Съемник или круглогубцы для демонтажа стопорных колец крестовины.
  • Металлическая щетка.
  • Газовый ключ.
  • Средство WD-40.
  • Смазка Фиол 2У или аналогичная.
  • Зубило.
  • Молоток.

Порядок работы:

  • Зафиксировать автомобиль противооткатными башмаками.
  • Включить нейтральную скорость.
  • С помощью зубила или маркера по металлу отметить взаимное расположение фланцев.
  • Ключом на 13 открутить гайки крепления карданного вала.Фото 3
  • Снять кардан.
  • Металлической щеткой очистить места крепления крестового шарнира.
  • Обработать средством WD-40.
  • Демонтировать стопорные кольца.Фото 4
  • При помощи газового ключа последовательно извлечь подшипники.Фото 5
  • Тщательно смазать подшипники новой крестовины.
  • Установить крестовой шарнир в вилку, закрепить его стопорными кольцами.

После этого остается лишь прикрутить гайки крепления фланца карданного вала.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть