Двигатель ЯМЗ 236, описание и характеристики

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236

Развитие мотора стартовало в «пятидесятых», руководством страны поставлена задача по модернизации парка дизельных агрегатов и созданию универсальной тяговой установки. Двигателю предстояло не только заменить устаревшие модели ЯАЗ-204(206), а эксплуатироваться на разнонаправленной технике. Таких особенностей, на тот момент, не было ни у одного изделия.

Ставка сделана в пользу дизельных агрегатов, поскольку топливная экономичность стояла во «главе угла», подходящий образец в стране отсутствовал, изделие разрабатывалось с «нуля». Справиться с требованиями под силу было не каждому, к работе привлекли плеяду конструкторов, руководил группой учёный Г.Д.Чернышёв.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Даже сегодня, по истечению стольких лет, в стране нет замены, способной повторить путь прославленного мотора. Новые шести камерные дизели, в основе те же ЯМЗ-236, доработанные под последние условия социума. С ресурсом в 500000 километров и конструкцией, в которой лёгкость решений граничит с идеалом, двигатель способен «дать фору» конкурентам.

За время существования агрегата, а это пятьдесят с лишним лет, создано 15 модификаций, отличающихся между собой характеристиками и назначением. Несмотря на обширную линейку, основа мотора не меняется.

Показатель: Значение:
Выпуск мотора 1962-наше время
Сырьё остова чугун
Питание Дизель
Охлаждение Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией
Число и расположение камер Шесть, «V»
Порядок работы камер «142536»
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) 2
Сечение камеры, (мм.) 130
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) 140
Компрессия мотора 16,4
Объём двигателя ЯМЗ 236, (л) 11,150
Мощь мотора, (лошадей/мин-1) 150-250/1700-2100
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) 667-1030/1100-1500
Экологическое соответствие (евро-2)–1 или 0
Масса двигателя ЯМЗ 236, (кг) 890 (двигатель ЯМЗ 236м2);

951 (с турбиной)

Расход, (л/сотню км.) 36
Смазка мотора Напор брызги пар
Масло мотора, марка 10W-30
Утрата смазки мотором, (% к дизелю) 0,3-0,6
Объём масла в двигателе ЯМЗ 236, (л.) 20-25 (с турбиной)
Смена смазки, (км.) 7000
Работа при температуре, (°С) 91
Ресурс, (час) 9000

Тип двигателя: дизель, размерности D*S=130*140 мм, рабочим объемом 11,15 л, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.

Модель ЯМЗ-236БЕ2-1 ЯМЗ-236БЕ2-2 ЯМЗ-236БЕ2-6 ЯМЗ-236БЕ2-8 ЯМЗ-236БЕ2-9
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 184 (250)
Частота вращения, об/мин 2000
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1078 (110)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182   ЯМЗ-182
КПП ЯМЗ-238ВМ7   ЯМЗ-238ВМ7 ЯМЗ-238А5
Габариты, мм 2180×1045×1070 1250×1045×1140 2110×1045×1070 2380×1045×1070
Масса, кг 1385 985 1380 1420
ТНВД 133.5-10
Генератор, модель 1322.3771 6582.3701-03 или 3112.3771 1322.3771
Применяемость Бортовые автомобили, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, МАЗ-630303, МАЗ-543203, МАЗ-543403, МАЗ-551603 и их модификации Автомобили МАЗ Шасси МЗКТ-8022 Автомобили, шасси МАЗ-533603-224; самосвал МАЗ-551603-242 Автомобили МАЗ
Модель ЯМЗ-236БЕ2-11 ЯМЗ-236БЕ2-19 ЯМЗ-236БЕ2-21 ЯМЗ-236БЕ2-22
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 184 (250)
Частота вращения, об/мин 2000
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1078 (110)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-15
КПП ЯМЗ-238ВМ1 ЯМЗ-2381-26 ЯМЗ-2381-07 ЯМЗ-2381-06
Габариты, мм 2180×1045×1070 2180×1045×1140 2180×1045×1070
Масса, кг 1385
ТНВД 133.5-10 133.5-30
Генератор, модель 1322.3771 6582.3701-03 или 3112.3771
Применяемость Автомобили, шасси МАЗ-533603-240, МАЗ-630303-245 Шасси МЗКТ-8022-020 Шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 Автомобили МАЗ: бортовые, шасси, сед. тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации
Наименование показателя ЯМЗ-236М2 ЯМЗ-236Г ЯМЗ-236Д ЯМЗ-236ДК
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 132 (180) 110 (150) 129 (175) 136 (185)
Номинальная частота вращения, мин-1 2100 1700 2100 2000
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) 667 (68) 667 (68) 716 (73)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 1250-1450 1300-1500 1300-1500
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 214 (157)
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч (г/л.с.ч) 227 (167) 220 (162) 220 (162) 220 (162)
Расход масла на угар, % к расходу топлива, не более 0,5 0,5 0,5 0,5
Ресурс до капитального ремонта, час 10000 8000 8000 8000
Масса незаправленного двигателя, кг 890 890 990 1090

Блок цилиндров/картер

Основная корпусная деталь мотора – его блок-картер, представляющий собой специальную пространственную отливку из низко-легированного серого перлитного чугуна. Данную отливку обрабатывают методом «искусственного старения», в целях устранения термического напряжения и сохранения точных геометрических форм в ходе эксплуатации. Гильзы цилиндров, выточенные в блоке, толстостенные, отцентрованы по двум концентричным расточкам в плитах блока сверху и снизу. Ряд цилиндров, находящийся справа, смещён относительно противоположного на тридцать пять миллиметров, для размещения двух шатунов на общей шатунной шейке коленвала.

Каждое из цилиндровых гнёзд снабжено двумя соосными цилиндрическими отверстиями, сделанными в верхней и нижней плитах блока. На верхней плите имеются также кольцевые проточки под бурты гильз. На внутренних стенках блока цилиндров имеется система масляных каналов, служащая для непрерывного отвода смазки к подшипникам распределительного и коленчатого валов, масляному фильтру и к жидкостно-масляному теплообменнику.

Общие сведения

За эксплуатационный промежуток, двигатель ЯМЗ 236 доказал, что он надёжный аппарат, показывающий приемлемые технические характеристики. Универсальность и популярность мотора объясняется применением ряда конструкторских решений. Так, установка оборудована шестью камерами, разбитыми на две группы и выстроенными в два параллельных ряда.

Для системы питания тяговой установки используется механическая топливная помпа повышенного давления. Подача смеси происходит непосредственно внутрь, распылителями. Мотор оборудован двумя головками, в изделии 12 клапанов (6-впуск, 6-выпуск). Совместно с вытеснителями из силумина и чугунными цилиндрическими поверхностями, изделие соблюдает порядок работы двигателя ЯМЗ 236 в очерёдности «142536».

Для охлаждения применяют жидкостную помпу, принудительно омывающую «мокрые» цилиндры. Активируется устройство коленчатым валом, посредством ремня и шкива. Вал активируется шестерёнками и обслуживает две головки. Деталь изготовлена ковкой, после чего шейки укрепляются азотом. Изделие фиксируется в четырёх опорах и уравновешивается противовесами.

Учитывая пожелания и потребности покупателя, двигатель развивает мощность в диапазоне 150-500 лошадей. Ранние моторы потребляют до 40 литров топлива на 100км пробега, настройка и доработка позволила снизить показатель до 25 литров. До 2010 года остов мотора выполнялся из чугуна, после начали использовать алюминий. Это снизило вес и положительно сказалось на характеристиках.

Головка цилиндров двигателя ЯМЗ-236

Головка цилиндров базового ярославского дизеля – это цельная чугунная отливка, прикреплённая к блоку цилиндров термически обработанными шпильками из хром-никелевой стали. Чтобы обеспечить отвод излишнего тепла, головка цилиндров снабжена отдельной водяной рубашкой, совместной с водяной рубашкой всего блока. Внутри головки цилиндров расположены запрессованные клапаны, снабжённые пружинами и деталями крепления; а также коромысла с осями и форсунки. Сёдла клапанов вставные, из специального чугуна и жаропрочного сплава. Сёдла запрессовываются в гнёзда с натягом. Стыки головки цилиндров, блока и гильз уплотняются одной, единой на три цилиндра, прокладкой типа «сэндвич».

Коленчатый вал двигателя ЯМЗ-236

Коленвал двигателя ЯМЗ-236 изготовлен из стали марки «50Г» методом горячей штамповки. Шейки коленвала – закалённые, с помощью нагрева токами высоких частот. Коренных опор коленчатого вала имеется четыре, шатунных шеек – три. В шатунных шейках имеются дополнительные внутренние полости, в которых масло подвергается центробежной очистке. На щеках коленвала устанавливаются противовесы, в сборе с которыми он устанавливается и регулируется (балансируется). Осевую фиксацию коленчатого вала в двигателе обеспечивают четыре бронзовых полукольца, смонтированных в выточках задней коренной опоры. Носок и хвостовик коленвала уплотнены специальными самоподжимными манжетами-сальниками из армированной резины.

Модификации двигателя

Существует 35 модификаций «атмосферников» ЯМЗ-236: без турбонаддува, с мощностью от 150 до 195 л./с. Подробная спецификация каждого из них имеется на сайте Ярославского моторного завода. Сфера применения этих двигателей следующая: судовые моторы; компрессорные станции; электроагрегаты; судовые дизельные электроустановки; ж/д дрезины; экскаваторы, дорожные грейдеры и катки, самоходные краны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, вездеходы, бронетранспортёры, автомобили «ЗИЛ», «Урал», «МАЗ» (в основном «советские», предыдущих годов выпуска).

Турбированных модификаций ЯМЗ-236 имеется 54, их мощность варьируется от 230 до 300 лошадиных сил. Ими комплектуются современные автобусы; комбайны; трактора и спецтехника различных производителей; некоторые варианты автомобилей «МАЗ» и «Урал».

Для идентификации установок, целесообразно использовать градацию по соответствию экологическим нормам. Выпускаемые моторы отвечают категориям: «нуль» – «два».

  • Модификации моторов соответствуют «Евро 0». Тяговые установки используются для привода эскалаторов, лодок, кораблей. Характеристики мотора сходны с базой, отличительная черта, это применяемое оборудование обвеса.

Мотор «236М2»:

  1. 236М2: машины, оборудованные стрелочным приспособлением, корабли и вспомогательные устройства, способные передвигаться без посторонней помощи;
  2. 236М2-4: транспорт, планирующий и разравнивающий грунт, способный производить загрузку и выгрузку, аппараты, сжигающие мусор;
  3. 236М2-7: транспорт, стационарное оборудование, вырабатывающее электрическую энергию, генераторные установки, землеройные машины с ковшом;
  4. 236М2-43: установка, на базе «Урал 43206», назначение – прохождение брода, глубиной 1700мм.
  • Агрегаты, соответствующие классу «один» («два») укомплектованы турбиной. Для организации нормальной работы изделия, предусмотрено использование устройства охлаждающего воздушные массы и прибор обменивающийся теплотой. Двигатель ЯМЗ 236 турбо, технические характеристики которого варьируются, с учётом потребностей пользователя, способен выдавать 230 – 250 лошадей. Благодаря доработке компонентов, снизилось выделение в окружающую среду, уменьшилось содержание примесей.
  • Установки комплектуются навесным оборудованием, вариации которого меняются от потребностей. Например, применяется трансмиссия, отличающаяся по типу привода. Обвес и вспомогательное оборудование влияют на вес двигателя ЯМЗ 236.

Мотор ЯМЗ-236 БК-3:

  1. 236 БК: Уборочные машины, класса «Енисей» и «ACROS»;
  2. …БЕ: Транспорт, выпущенный производителем «МАЗ» и др.;
  3. …НБ: Самоходная установка, передвигающаяся при помощи гусениц;
  4. …НД: Установка для сбора урожая «Вектор»;
  5. …НЕ: Бортовая техника, установки «МАЗ», «ЛАЗ», и др.;
  6. …НК: Тяговое оборудование для буксирования большой массы груза, самоходные установки Т150Л и др.
  • Характеристики основы, на которой построены агрегаты модификации, аналогичны установкам, соответствующим экологическому классу «Евро-1». Разница между последними и «236НЕ2», в норме содержащихся вредных частиц и в методе замера показателей. Характеристики подобного рода регламентируются правилами №24,49,83, утверждёнными Европейской экономической комиссией ООН. Подобного рода моторы применяют на транспорте, работающем в тяжёлых условиях: «Урал», «МАЗ», «ЗИЛ», а так же на пассажирской технике.

Мотор ЯМЗ-236НЕ2-24:

  1. 236НЕ2-1: транспорт, производителя «МАЗ» (рамы, буксиры, автоматические кузова);
  2. 236НЕ2-3: транспорт, производителя «Урал» (рамы, буксиры, автоматические кузова, автобусы);
  3. 236НЕ2-24: транспорт, производителя «Урал» (рамы, буксиры, грузовая техника).

Маховик на ЯМЗ-236

Маховик базового ярославского мотора отливается из серого чугуна. Он крепится к задней торцевой части коленчатого вала болтами, изготовленными из специальной легированной стали. Эти болты защищены от самопроизвольного проворачивания замковыми пластинами. Маховик снабжён стальным зубчатым венцом, для запуска двигателя стартером. Венец закреплён на переднем торце маховика двенадцатью болтами, застопоренными специальными отгибными шайбами.

12 радиально расположенных отверстий на маховике предназначаются для проворачивания коленчатого вала при осуществлении регулировок двигателя. Форма и нахождение полостей на переднем торце маховика обеспечивают необходимый для системы уравновешивания направленный дисбаланс. Процесс балансировки маховика осуществляется в отдельности от коленчатого вала, поэтому все маховики являются взаимозаменяемыми.

Регулировка двигателя

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Для надёжной работы агрегата на протяжении срока службы, технику обслуживают и меняют расходные материалы. Прежде, рекомендуется изучить схему мотора, что бы в точности знать место положения и настройки главных узлов. Демонтаж, разборка, сборка тяговой установки вне гаражных условий проблематична, поскольку дизели нуждаются в соблюдении чистоты. Настраивать и регулировать аппарат можно, но для этого используют специальное оборудование или стенды, к таким процедурам относят:

  • Регулировка клапанов мотора;
  • Балансировка сцепления мотора;
  • Регулировка топливной смеси мотора, путём создания напора помпой;
  • Замена смазки мотора.

Шатун двигателя ЯМЗ-236

Шатун выполнен из кованой стали «40Х», обладает двутавровым сечением; разъём его нижней головки – косой, под углом 55 градусов. В нижнюю головку шатуна установлены сменные вкладыши, в верхнюю же запрессовывается стале/бронзовая втулка ОЦС наружным диаметром 56 мм. В верхних головках шатунов двигателей ЯМЗ-236 прежних голов выпуска запрессовывались две стале/бронзовых втулки, а кольцевое пространство между ними использовалось для подачи масла к поршневому пальцу.

Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236

Поршни, устанавливаемые на двигателях ЯМЗ-236, изготавливаются из высоко-кремнистого эвтектического алюминиевого сплава. Для улучшения приработки поршня к гильзе его поверхность покрывается тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для форсунки охлаждения; а также две боковые выемки, дабы противовесы коленвала при работе не задевали поршня. Наружная поверхность поршня снабжена пятью канавками для поршневых колец. Три верхние канавки отведены под установку компрессионных колец. Одна канавка выше поршневого пальца и ещё одна – в нижней части юбки поршня – для размещения колец малосъёмных.

Поршневой палец, служащий для соединения поршня с шатуном, является пустотелым, плавающего типа. Его делают из стали 12-ХН/ЗА. Наружные поверхности пальцев цементуются на глубину 1,0-1,4 мм; подвергаются закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца составляет 50 мм.

Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и установлены в канавки поршня в определённом порядке (см. выше). Они являются хромированными, разрезными. Компрессионные и малосъёмные кольца отличаются друг от друга различными типами сечения.

Газораспределительный механизм двигателя ЯМЗ-236

Механизм газораспределения на ЯМЗ-236 является верхнеклапанным, с нижним расположением распределительного вала. Привод клапанов осуществляется посредством толкателей, штанг и коромысл. Основные элементы механизма следующие: распределительный вал, с шестернёй привода и подшипниками; толкатели и оси толкателей; штанги и коромысла с регулировочными винтами и осями; клапаны с пружинами и направляющими втулками. Распределительный вал кованый, изготавливается из углеродистой стали 45; толкатели также являются стальными, штампованными, качающегося типа с роликом для контакта с кулачками распредвала. Впускные и выпускные клапаны производятся из специальной жароупорной стали.

1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — штанга толкателя; 4 — клапан; 5 — направляющая втулка; 6 — шайба пружин клапана; 7 — наружная пружина; 8 — внутренняя пружина; 9 — тарелка пружин клапана; 10 — втулка тарелки пружин клапана; 11 —сухарь; 12 — коромысло; 13 —ось коромысла; 14 — регулировочный винт; 15 — уплотнительная манжета впускного клапана; 16 — ось толкателей

Каждый цилиндр имеет один выпускной и один впускной клапаны, которые изготовлены из жаропрочной стали и перемещаются в направляющих втулках 5. На направляющую втулку впускного клапана устанавливается уплотнительная резиновая манжета. На каждый клапан ставится по две цилиндрические пружины: одна с правым, другая —с левым направлением витков.

Для крепления пружин применен специальный замок, способствующий вращению клапанов при работе двигателя, что повышает работоспособность клапана.

Система питания ЯМЗ-236

Система смазки на моторах ЯМЗ-236 используется смешанного (комбинированного) типа, с «мокрым» картером. Подачу масла обеспечивает полностью унифицированный масляный насос шестерёнчатого типа. Масляный насос состоит из двух секций (нагнетающей и радиаторной). Нагнетающая секция закачивает масло в систему смазки двигателя, а радиаторная – прокачивает его через радиатор.

Система питания разделённого типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления ТНВД, с топливоподкачивающим насосом и регулятором, муфты опережения впрыска, форсунок, топливных фильтров, топливопроводов. В соответствии с порядком работы цилиндров, ТНВД подкачивает солярку по трубопроводам высокого давления к форсункам, которые впрыскивают очередную «порцию» распылённого горючего в полости цилиндров. Через перепускной клапан и жиклёр фильтра тонкой очистки излишки топлива отводятся обратно в топливный бак.

ЯМЗ-236 на современном рынке: стоимость и отзывы

Цена на новый атмосферный мотор ЯМЗ-236 находится в пределах от 370 до 450 тысяч рублей; на ЯМЗ-236 с турбонаддувом – от 480 до 650 тысяч рублей. Периодически возникает возможность приобрести ЯМЗ-236 немного дешевле: с хранения Госрезерва, новые, в поддонах. Вдвое дешевле цены нового можно на сайтах объявлений найти б/у-шные ЯМЗ-236 или моторы индивидуальной сборки (после капремонта).

Для современного развития техники дизели ЯМЗ-236 имеют довольно посредственные удельные показатели производительности и экономичности. Устаревшая за прошедшие полвека конструкция не позволяет этим моторам соответствовать нормам Евро-3 и выше. Турбированные версии удалось доработать до норм Евро-2.

Однако их непревзойдённая надёжность и неприхотливость; низкая цена (по сравнению с импортными аналогами) на сами моторы и запчасти для них способствуют сохранению устойчивого спроса на данную продукцию. Отзывы о ЯМЗ-236 сводятся к одному: расход топлива, по нынешним меркам, большой, но надёжность просто превосходная. Даже в больших АТП, где периодически меняются водители автобусов и о бережном отношении к технике говорить не приходится, двигатели ЯМЗ-236 честно отрабатывают заявленный производителем ресурс в 800 тысяч километров. И продолжают работать далее, без серьёзных поломок, долго не требуя капитального ремонта.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть