Сварка полуавтоматом для начинающих. Видео

Описание процесса

После начала работы регулировки меняются в зависимости от того, как ведёт себя дуга и какой получается пробный шов. При сварке слышны отчётливые щелчки — это означает слишком высокое напряжение и медленную подачу проволоки. Если проволока не успевает расплавляться, то подача слишком быстрая. При тренировке и изготовлении пробного шва параметры корректируются для получения высокого качества соединения и удобства работы.

Если нужно сделать вертикальный шов, помните: с тонким металлом (до 3 мм) шов ведут сверху вниз, с металлом толще 3 мм — снизу вверх. Тонкий листовой металл сваривают точками для исключения коробления из-за перегрева. Это позволяет сохранить геометрию деталей и элементов.

Сварочное полуавтоматическое оборудование разработано для соединения металлоконструкция при промышленном производстве. Основная задача — обеспечивать непрерывную подачу проволоки в активную зону горения сварочной дуги, а исполнитель производит движение горелки вдоль соединения заготовок. Скорость подачи плавящейся проволоки регулируется вручную.

По степени защиты зоны сварки от воздействия среды устройства разделяются на полуавтоматы для сварки с флюсом, в газовой среде и при использовании специальной порошковой проволокой. В первом случае флюс входит в состав проволоки, она в самодельных аппаратах применяется редко из-за своей дороговизны.

Такое оборудование используется в промышленности для сварки тонкостенных конструкций, например, кузова легковых автомобилей, при этом сварочный шов, выполненный полуавтоматом, получается аккуратным и малозаметным.

Почему именно полуавтомат?

Полуавтоматическая сварка в среде защитного газа для начинающего или неопытного сварщика имеет свои достоинства:

  1. Проволока-электрод подаётся самим аппаратом, не нужно следить за длиной электрода, легче выдерживать оптимальное расстояние для ровной дуги. Кроме того, скорость подачи регулируется, что даёт возможность любому настроить её удобным для себя образом.
  2. Полуавтомат позволяет относительно просто работать с тонким металлом, что для мастерских по кузовному ремонту авто, тем более при невысокой квалификации сварщика, делает его практически незаменимым.
  3. Можно производить достаточно длинные швы без остановки процесса для замены электрода. Начинающему это позволит не прерывать удачный шов до его завершения.
  4. Простота обучения процессу сварки.

Список преимуществ полуавтоматов для каждого свой, он может состоять из нескольких десятков позиций. Начинающему будет достаточно перечисленных выше моментов, для того чтобы начинать учёбу именно на этом виде сварочного аппарата.

Подготовка к работе

При сварке полуавтоматом используется три вида расходных материалов, без правильного выбора которых корректная работа невозможна. Основной расходник — металлическая присадочная проволока с защитным антикоррозионным покрытием. Проволока может отличаться по материалу сплава, диаметру и габариту катушки, который выбирается в соответствии с возможностями аппарата. Материал присадки должен быть максимально близким к составу свариваемых деталей.

разнородность материалов детали и шва резко ухудшает прочностные характеристики соединения. Для сварки алюминия подходит проволока марок Д16, ВАД23, АК4 — её также следует выбирать в соответствии с наличием в свариваемых деталях дополнительных присадок. Также для сварки может использоваться порошковая проволока, не требующая защитной газовой среды, но при этом более дорогостоящая.

Проволока всех видов может иметь диаметр от 0,6 мм и выше с шагом 0,2 мм. Самая тонкая присадка применяется для точечного сваривания деталей толщиной менее 1,5 мм, 0,8 мм — до 4 мм, 1 мм — до 6 мм. Проволоку свыше 1 мм любители используют редко, причина тому проста: требуется сварочный ток свыше 200 А, что характерно только для профессиональных сварочных аппаратов.

Второй расходный материал — защитный газ. Для сварки цветных металлов, в частности алюминия, применяется инертный газ аргон, а при значительной толщине заготовок — смесь аргона с гелием. Недостаток аргона в том, что в его среде дуга поддерживается очень активно, что не позволяет варить цикличным замыканием, а ведь именно этот режим рекомендован для чёрных металлов.

Третий расходный материал — токосъёмные наконечники. Во-первых, их следует менять в зависимости от диаметра используемой проволоки. Во-вторых, по мере работы наконечник истирается и диаметр отверстия в нём увеличивается, что вызывает перегрев горелки и сбои в работе сварочного аппарата, вплоть до полного заклинивания проволоки.

Перед началом работы необходимо установить катушку с проволокой на штифт тормозного барабана и отрегулировать прижимной винт, добиваясь полного исчезновения радиального люфта и инерции при вращении. После этого следует переставить направляющий ролик под соответствующий диаметр проволоки, протереть механизм подачи от загрязнений, опустить прижимной ролик и настроить прижим так, чтобы проволока не проскальзывала, но при этом не пережималась слишком сильно.

Конец проволоки необходимо направить в задний раструб штекера подключённой горелки. Шланг при этом должен быть полностью выпрямленным. Нажав на кнопку протяжки, проволоку необходимо провести по сварочному рукаву, предварительно открутив токосъёмный наконечник. Когда проволока выйдет из горелки на 3–5 см, наконечник нужно вернуть на место, надеть сопло и обрезать проволоку заподлицо с краем горелки.

Детали перед свариванием необходимо тщательно зачистить и подточить края, чтобы на стыке не было зазора более 1 мм. Края деталей на 20–25 мм от области сварки должны быть избавлены от краски, грязи, ржавчины и даже от потемневшего слоя окислов, для полуавтомата это критически важно.

В качестве плавящегося электрода применяется проволока, диаметр которой варьируется в пределах 0,5—3,0 мм, что напрямую зависит от толщины соединяемых конструкций. Чем меньше диаметр, тем глубже провариваются заготовки, при его увеличении существенно возрастает сила тока, примерно 100 ампер на каждый дополнительный миллиметр.

Защитные газы, находящиеся в баллонах, используются в чистом или смешанном виде — это зависит от режима сварных работ и видов соединяемых металлов. Наибольшее применение в промышленности в чистом виде имеет аргон, так как по себестоимости он занимает лидирующее место.

Исполнитель должен помнить и строго выполнять следующие важные моменты:

  • Перед началом основной сварки сделать пробный шов на постороннем куске металла — так проводится регулировка подачи проволоки и силы тока, чтобы шов был высокого качества.
  • Сварку изделий производить строго по инструкции, которая имеется у любого аппарата.
  • При проведении работ сварщик должен быть экипирован в защитную одежду. Если работы проводятся в помещении, то надо обеспечить надежную вентиляцию.
  • Для каждого вида проволоки существует канавка определенной формы. У припоя без присадок углубление имеет V-образную форму, при наличии в составе проволоки флюса — аналогичная, но с боковыми насечками.
  • Нельзя проводить сварку, когда на поверхности металлов имеются горючие материалы — они должны удаляться, а свариваемые поверхности перед соединением хорошо зачистить.

Подготовка к работе

Полуавтоматом в качестве электрода используется специальная сварочная проволока. Её диаметр может составлять от 0,6 мм до 1,2 мм. Наиболее распространена проволока 0,8 мм. Понятно, что перед работой нужно зарядить катушку с проволокой в аппарат, протянуть её до выхода из горелки, отрегулировать прижатие проволоки роликом механизма протяжки. Материал проволоки должен максимально соответствовать по своим характеристикам материалу соединяемых деталей.

Перед установкой токопроводящего наконечника нужно проверить его на соответствие используемой проволоке. То есть, для проволоки 0,8 мм должен использоваться наконечник, на котором указано номинальное значение 0,8.

Без газа варить полуавтоматом не рекомендуется. Исключением из этого правила можно считать аппараты, использующие специальную флюсовую проволоку. При горении дуги флюс, входящий в состав электродной проволоки, сгорая, создаёт облако газа, защищающего сварочную ванну от кислорода и, соответственно, от образования окислов.

В стандартных же полуавтоматах для защиты шва от окислов применяют инертный или активный газ в баллонах. Это может быть углекислый газ CO2 или смесь из углекислоты и аргона CO2 Ar. Первый отличается дешевизной и большей распространённостью, для сварки сталей — вполне рабочий вариант, однако разбрызгивание металла достаточно высоко. Смесь из аргона (82%) и углекислого газа (18%) обеспечивает более стабильную дугу и уменьшает разбрызгивание металла.

Перед работой подключаем газовый баллон к наконечнику аппарата, устанавливаем рабочее давление.

Сила тока и напряжение

От силы подаваемого тока зависит производительность, установка тока производится на основании размеров диаметра используемой электродной проволоки и толщины заготовок. Чем больше ампер, тем глубже проплавливается шов. Большое влияние на весь процесс сварки оказывает скорость подачи проволоки.

Напряжение напрямую зависит от силы тока, а регулировка производится путем изменения холостого хода источника питания. При повышении напряжения ухудшается газовая защита, снижается целостность и однородность шва, так как возрастает разбрызгивание металла. Глубина проварки также снижается, практика показывает, что при полуавтоматическом процессе соединения деталей применяют высокую силу тока и небольшую величину напряжения.

Описание процесса

У большинства недорогих полуавтоматических сварочников на панели всего две регулировки — величина рабочего напряжения и скорость подачи проволоки. Протяжка сварочной проволоки часто маркируется буквой А, как сила тока, поскольку скорость подачи и сила сварочного тока взаимосвязаны. Дополнительно полуавтоматы иногда оснащаются двухпозиционным переключателем скорости подачи проволоки — высокая и низкая скорость протяжки.

В аппаратах, которые можно считать более продвинутыми, есть ещё регулятор индуктивности. Настройкой этого параметра можно менять характер дуги. «Холодная» дуга (индуктивность меньше) — шов получается более узким, проплавление металла глубже. При «горячей» дуге (индуктивность выше) валик шва широкий, гладкий, металл проплавляется на меньшую глубину.

Для правильной регулировки параметров аппарата в соответствии с толщиной и свойствами материала, диаметром используемой проволоки и другими характеристиками нужно пользоваться таблицей, присутствующей в сопроводительной документации к сварочному полуавтомату.

Угол между соплом и заготовками желательно удерживать около 60°, расстояние между окончанием сопла и поверхностью 8–20 мм. Перед началом нового участка сварки нужно откусывать шарик, который образуется на конце проволоки (он плохо проводит ток, усложняет зажигание дуги).

Перед началом сварочных работ края поверхности заготовок зачищаются от грязи, следов коррозии, старой краски, дополнительно обрабатываются шлифмашинкой для того, чтобы расплав лучше «брался» за металл. На деталях значительной толщины снимаются специальные фаски.

Расход газа

Этот параметр сильно зависит от диаметра используемой проволоки и силы тока. При проведении сварочных работ на открытом пространстве и при наличии сквозняков, надо существенно увеличивать подачу газа, а это приводит к лишнему перерасходу. Для более эффективной защиты зоны горения сварочной дуги снижают скорость или сопло горелки располагают ближе к поверхности металлоконструкций. Эффективна защита места работы сварщика от влияния сквозняка специальными переносными экранами.

Техника сварки

Вопрос — как же правильно надо сваривать полуавтоматом, чтобы образовался красивый качественный шов, волнует многих начинающих сварщиков. Для этого нужно знать и выполнять порядок необходимых действий, как говорится, инструкция для чайников:

  1. Выбрать ток (переменный или постоянный), полярность, прямую или обратную.
  2. Подобрать актуальный диаметр проволоки, наиболее часто используемым считается 0,8 мм, но его применение оправдано для сварки конструкций не толще 5 мм.
  3. Выбрать нужную величину тока, всё полуавтоматическое оборудование выпускается с фиксированным положением переключателей, которые имеют дополнительные регулировки, а таблицы соответствия силы тока с толщиной заготовок приведены на лицевой стороне аппаратуры.
  4. Установить нужную скорость подачи проволоки для сварки.
  5. Расход защитного газа корректировать в зависимости от скорости сварочного процесса.
  6. Постоянно следить за наклоном и выносом сопла горелки.

В качестве защиты применяется смесь из аргона, углекислого газа и кислорода — при этом процесс происходит мягко, сварочная дуга горит стабильно, нет затухания, в результате шов получается плотный и без видимых изъянов.

Такой вид соединения металлов выполняется при помощи специального оборудования, например, сварка полуавтоматом для начинающих в среде углекислого газа выполняется на специально оборудованном посту, где имеется все необходимые инструменты и баллон с углекислым газом, в том числе.

Если сравнивать с другими видами сварочных работ, то сварка с применением углекислого газа довольно проста и имеет такие особенности:

  • проводится на обратной полярности, чтобы исключить деформацию конструкции и добиться стабильных параметров дуги;
  • при наплавке металла используется прямая полярность, КПД во время проведения этой операции возрастает в 1,8 раза, по сравнению с первым вариантом;

Сварку лучше проводить с подключением к сети переменного тока, для этого используется осциллятор.

Полуавтоматические аппараты используют для сварки изделий из алюминия, в качестве защиты применяется аргон, но при этом нужно учитывать, что цветной металл обладает высокой текучестью при расплавлении. Особенностью этого метода является обратная полярность, когда к горелке подключается минус, а на свариваемые заготовки — плюс.

Поверхностная амальгама алюминия успешно разрушается, деталь начинает плавиться без помех. При значительном слое окиси нужно провести предварительную механическую обработку для удаления окисной пленки с поверхности конструкции.

С проволокой

В качестве плавящегося электрода используется специальная проволока в мотках, которая заправляется в автомат ее подачи в зону горения дуги. Из газов не рекомендуется пользоваться водородом, так как при этом происходит сильное разбрызгивание и шов получается плохого качества. Специальный ГОСТ нормирует применение сварочной проволоки 75-ти марок, поэтому сварщику надо сопоставлять ее с маркой свариваемых деталей, давать какие-то рекомендации здесь трудно.

Дефекты швов, причины их возникновения

Классификация возможных дефектов приведена в ГОСТ 30242-97, они подразделены на такие группы:

  1. Растрескивание поверхности шва.
  2. Кратеры, полости, свищи и раковины от усадки металла.
  3. Вкрапления твердых частиц.
  4. Не проварка или не сплавление участков шва.
  5. Нарушена форма сварного шва.
  6. Другие дефекты.

Причинами появления таких негативных факторов может быть нарушение приемов при подготовке, сборке, термообработке соединений, а также низкая квалификация исполнителя или небрежности в работе.

Возможные дефекты, возникающие на сварном соединении металлов.

Начинающему сварщику практически невозможно избежать ошибок, которые приводят к следующим изъянам:

  • подрез появляется при слишком быстром перемещении горелки, длинной дуге, высоком значении тока;
  • при излишне медленном движении металл стекает вниз под действием силы тяжести, образуется наплыв;
  • поры образуются при плохой газовой защите, некачественной предварительной обработке поверхности, слишком высокой скорости работ;
  • невысокая скорость сварки при большом токе может вызвать сквозной прожог металла, к этому приводит также неправильный начальный зазор (слишком большой);
  • непровар появляется из-за малого зазора, загрязнённого металла и недостаточного значение сварочного напряжения.

Появления дефектов в сварочных швах вполне можно избежать, достаточно знать причины их возникновения и постараться не допускать ошибок. С опытом количество изъянов будет всё меньше.

Сваривание заготовок значительной толщины

При соединении заготовок толщиной больше 4 мм к подготовке следует подходить более внимательно. Кроме зачистки поверхности от грязи, краски и ржавчины с кромок элементов, по которым будет проводиться сварочный шов, следует снять фаску. Как правильно снять фаску, под какими углами, регламентируют ГОСТы, информация также доступна в интернете.

Для обеспечения надёжного соединения толстых заготовок нужно не просто вести дугу вдоль свариваемых кромок, а совершать горелкой колебательные движения. Видов и способов этих движений множество, однако применяют чаще всего обычный зигзаг или возвратно-поступательные. Ширина захода расплавленного металла шва на поверхность детали должна быть равна толщине заготовки.

Сварка полуавтоматом для начинающих. Видео

Перед началом работы нужно задать зазор между свариваемыми деталями. Без зазора металл не проварится на всю свою толщину, шов останется поверхностным и не обеспечится необходимая прочность. Для упрочнения тавровых соединений из толстого металла поверх готового шва накладывается ещё два — по верхней кромке шва с заходом на заготовку и таким же образом по нижней кромке. Это позволяет упрочнить шов, что может быть актуально при толщине деталей от 8 мм.

Несмотря на ошибки и некоторые тонкости при обучении широко применяется сварка полуавтоматом, видео для начинающих помогает визуально отличить особенности, узнать, из-за чего появляются те или иные погрешности и как их устранить. Значение наглядности сложно переоценить на начальных этапах пользования сварочным аппаратом, особенно при самостоятельном освоении оборудования.

Первый опыт

Чтобы научиться использовать сложное оборудование, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией, обратить особое внимание на раздел: как правильно пользоваться полуавтоматом. Затем настроить его, потому что верная регулировка силы тока позволит выполнить сварочный шов без изъянов и досадных пропусков.

Баллон с редуктором

Для сварки используются только проверенные баллоны, на поверхности которых указана дата заполнения. Наиболее бюджетный вариант — использование углекислого газа в качестве зашиты места сварки от окисления, для этого приобретается баллон с редуктором. Устанавливается манометр, чтобы надежно контролировать давление газа в системе — оптимальная величина около 0,2 атмосфер.

Основные компоненты регулирования подачи газа от баллона к горелке.

Защитная маска

Для защиты лица и глаз используются специальные сварочные маски с затемненным окошком, которые надеваются на голову и высвобождают руки для работы. Производители современных аналогов разработали уникальную систему наподобие очков Хамелеон — стекло маски мгновенно становится непроницаемым при активации сварочной дуги.

Во время прекращения сварки окно становится прозрачным, так что маску можно не снимать, что намного упрощает действия сварщика, особенно когда он не обладает большим опытом проведения подобных работ.

Технология

После тщательной подготовки оборудования исполнитель делает легкое касание проволоки о поверхность свариваемых деталей для активации дуги. После её появления проволока ведется вдоль стыка на постоянном расстоянии, при этом одна рука занята горелкой, а второй — сварщик придерживает конструкцию. Зазор при толщине заготовок до 10 мм — 1 мм, далее он составляет не более 10% от толщины детали.

Проволока подается автоматически с выставленной заранее скоростью, а исполнитель формирует шов при плавлении металлов. Полуавтоматические аппараты выпускаются с газовой защитой или с применением флюса, каждый вариант имеет характерные особенности, но оба эффективны и позволяют получить качественное соединение конструкции.

Коренные, заполняющие и косметические швы

При толщине металла 1,5 мм или менее, сплошной шов не применяется, так как возникает коробление от высокой температуры, при этом делается сварка с использованием точек диаметром 3—4 мм и шагом 10—25 мм. Заготовки с толщиной до 4 мм соединяют поэтапно, сначала с лицевой стороны, а потом с изнанки.

Для сварки конструкций, имеющих толщину 6 мм и более, требуется подготовка: кромки подтачивают до плотного соединения, с лицевой стороны снимается фаска под углом в 300. Перед сваркой детали закрепляют в струбцинах с зазором не менее 0,5 и не более 2 мм. Вначале выполняют коренной шов при циклическом замыкании и заполняют дно стыка до начала скоса фасок.

Затем аппаратура переводится в режим сварки методом распыления, производят полное заполнение шва на всю глубину за несколько заходов. После окончания работ поверхность зачищается металлической щеткой или кругом с абразивом. Теперь покрывается заполненный зазор косметическим швом, при этом скорость подачи проволоки снижают, а сварку ведут широким фронтом по ширине 8—15 мм, что напрямую зависит от толщины заготовки.

Проволокой делаются поперечные движения по переднему краю сварочной ванны при интенсивной скорости, чтобы края шва не остывали, а наплывы были минимальными. Горелка двигает по направлению к себе, а края косметического шва проплавливаются качественно, но высота валика не должна превышать 2 мм.

В заключение следует рассказать о разнице сварки полуавтоматом деталей разной толщины. Практический максимум толщины шва при работе с любительскими аппаратами — 1,5..2,5 мм при толщине проволоки до 0,6–1 мм. Выполнение более глубоких сварочных швов следует выполнять в несколько этапов.

Детали толщиной в 1,5 мм и менее не сваривают сплошным швом чтобы не допустить коробления металла при нагреве. Шов состоит из точек диаметром 3–4 мм, что соответствует удержанию кнопки на горелке около 1 секунды, расположенных с шагом от 10 до 25 мм. Детали до 4 мм варят с двух сторон: сначала их позиционируют с зазором около 0,5 мм и проводят обычный сварной шов с лицевой стороны в режиме цикличного замыкания. После этого немного поднимают напряжение и выполняют провар с изнанки, оставляя тонкий пологий валик шва.

Сваривание деталей толщиной 6 мм или более требует основательной подготовки: сначала кромки подтачивают для плотного прилегания, затем с лицевой стороны снимают крутую фаску под 30°, оставляя на дне шва прямой участок кромки от 1 до 2 мм. Перед свариванием детали должны быть надёжно обездвижены с образованием зазора в 0,5–2 мм в зависимости от толщины, для чего их можно временно соединить между собой пластинами на ребро с тыльной стороны.

Первый этап — выполнение коренного шва. Его варят в режиме цикличного замыкания, добиваясь чтобы шов заполнил дно стыка до того уровня, где начинается скос фаски. Далее аппарат переводят в режим сварки распылением и заполняют шов на всю глубину в несколько проходов. При этом обязательно нужно следить, чтобы края стыка тщательно разогревались, о чём свидетельствуют цвета побежалости на поверхности металла в прилегающей области.

Когда стык между деталями будет заполнен почти заподлицо с поверхностью, его накрывают косметическим швом. Скорость подачи при этом немного снижается, а сварка ведётся широким фронтом — около 8–15 мм в зависимости от толщины детали. Проволока при этом ведётся из стороны в сторону по переднему краю сварочной ванны, скорость колебаний должна быть настолько высокой, чтобы оба края поддерживались в разогретом состоянии, при этом наплывы металла на шве получаются достаточно мелкими.

рмнт.ру

15.10.18

Сваривание толстых деталей

При соединении толстых конструкций дугу ведут не только вдоль соединяемых кромок, но и производят колебательные движения горелкой. Видов такой технологий много, но чаще всего используют возвратно-поступательные колебания и зигзаг. При этом ширина захода шва на поверхность конструкции пропорциональна ее толщине.

Свариваемым заготовкам задают зазор, так как при его отсутствии соединение будет непрочным из-за большой толщины конструкций. При соединении тавровых деталей из толстого металла готовый шов проваривается по нижней и верхней кромке с заходом на поверхность детали. Этим достигается упрочнение сварочного шва.

Выводы

Работа на полуавтоматическом стенде или при использовании аналогичного аппарата требует от исполнителя точности движений и строгого выполнения технологии. Вначале закрепляют полученные теоретические знания на практике, а потом уже получают допуск на эксплуатацию промышленного оборудования.

Итого, сварка полуавтоматическим сварочным аппаратом в среде СО2 – это набор сплошных преимуществ, например повышение производительности труда, расширение ваших профессиональных умений, а результатом работы вы будете всегда довольны.

У новичков на первых этапах освоения конечно могут наблюдаться проблемы с чрезмерным расходом газа, но и этот недостаток нивелируется его достаточно низкой ценой, а с приобретенным опытом, когда вы освоите принципы работы этого метода, такая проблема исчезнет вовсе.

Немного терпения, опыта в сварочном деле, наличие полуавтомата, углекислоты, всех необходимых материалов и Вы полностью готовы к покорению этого метода.

Профессиональный опыт приобретается на практике, поэтому экспериментируйте и тренируйтесь сами с разными режимами работы, набивая руку, а не уповайте на табличные данные, этот опыт очень важен, если вы хотите стать профессиональным сварщиком.

Спрашивайте советов у профессионалов – сварщиков и не забывайте соблюдать технику безопасности. Желаем успехов!

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть