Стучит под капотом на холостых

Что ожидать

Если двигатель совсем не стучит, значит его или не завели,
или он уже давно сломался. Работающий двигатель постукивает деталями,
выполняющими возвратно-поступательные движения, в это число входят клапаны,
поршни, форсунки, гидрокомпенсаторы и т.д. Он присутствует во всех моторах. Стандартами
не определено на какую величину определяется норма, но даже неопытный,
начинающий водитель может различить посторонний возникший звук.

При
возникновении ярко выраженного шума двигателя, который может быть звонким,
глухим, тихим, громким желательно как можно быстрее выяснить причину
возникновения. Это может нанести вредное воздействие двигателю, в результате
чего могут сломаться отдельные элементы деталей или коленчатый вал перестанет
вращаться («заклинит»).

Простой пример. Автомобиль проехал небольшое расстояние
после замены помпы. Через некоторое время при сбросе газа или наборе оборотов
под нагрузкой, а также при глушении мотора возникли стуки около помпы.
Оказалось, что новая помпа задевала крыльчаткой корпус. Двигатель подвергся
перереву и после перегрева возникли дополнительные проблемы связанные с
расходом масла и износом направляющих клапанов.

Почему появляются стуки в работе двигателя

Шум в работе мотора сигнализирует о наличии отклонения в работе того или иного узла. В данном случае не стоит сразу же приговаривать ДВС и готовиться к его капиталке или замене.

Прежде всего, необходимо выяснить, что именно в двигателе является виновником появления данного симптома. Нужно обратить внимание на то, в какой части моторного отсека шум наиболее интенсивен.

Кроме этого, важно учитывать ещё и то, при каких условиях наиболее отчетливо проявляет себя данное явление. Рассмотрим ряд причин возникновения стука в работе мотора, которые входят в список наиболее распространенных.

  • детонационные явления в работе ДВС;
  • повышенный износ узлов;
  • механические повреждения элементов.

Первая причина чаще всего возникает в случае использования некачественного топлива. Дело в том, что на просторах нашей необъятной Родины немало шарлотанов, которые под видом 92 или 95 бензина «впаривают» дешевое низкооктановое топливо, отличающиеся меньшей стойкостью к детонации.

На холостых оборотах

Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются
легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем
на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это
объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются
гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число
колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны
смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.

На многих восьми клапанных двигателях тепловой зазор регулируется
в «ручную». И в случае установки теплового зазора выше предельной нормы,
установленной производителем, клапанный механизм начнет стучать во время работы
двигателя, особенно выразительным звук будет на холодном двигателе в верхней
его части.

В случае работы двигателя на холостом ходу без
прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно
уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая
компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен
прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика
двигателя и повышается расход топлива.

Необходимо отметить, что чаще всего явно выраженные шумы
прослушиваются на малых оборотах коленчатого вала, т.е. на холостом ходу. Стук
шатунов также хорошо выражен в нижней части блока цилиндров, если даже не
использовать стетоскоп. Шатунный стук может появиться из-за износа вкладышей и
это может сопровождаться миганием аварийной лампочки давления масла.

Чрезмерно
сильный шум шатунов опасен тем, что если, например, после ремонта не произвели
нормированную затяжку болтов крышки шатуна, то она может отсоединиться и шатун,
отскочив от шейки коленчатого вала может стучать о стенку блока и в конечном
итоге пробить ее. В народе такую техническую аварию называют «шатун показал
кулак».

На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки
от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая
путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты
срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого
вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не
слышен на общем фоне.

Как определить источник странных звуков в ДВС

Стучит под капотом на холостых

На начальном этапе возникновения описываемой проблемы, важно понять, откуда именно исходит злосчастный стук. Для этого существует целый ряд приёмов прикладного характера, не требующих применения специальной оснастки.

Рассмотрим различные варианты представленного явления с учетом определенных режимов работы движка.

Холодный двигатель

На непрогретом двигателе, стук в районе мотора может являться следствием всевозможных сбоев в работе сопутствующих узлов.

Как правило, стук на холодном ДВС сигнализирует о превышении нормативных значений зазоров элементов ЦПГ и вкладышей. Чтобы убедиться, что причина кроется именно в этом, достаточно подождать пока мотор не прогреется до рабочей температуры. Если по мере прогрева двигателя стук прекратился, с большой долей вероятности можно утверждать о повышенном износе вкладышей.

Не стоит списывать со счетов и распределительный вал. При повышенной выработке его кулачков, может наблюдаться аналогичный, равномерно повторяющийся шум.

Виновником данной проблемы могут стать и гидрокомпенсаторы. Нарушение их эффективной работоспособности, в результате повышенного износа, также приводит к возникновению нежелательного шума в моторе.             

При запуске на холодную

Если при запуске мотора на холодную температуру начинается
стук, это связано с вязкостью масла на холодном двигателе, особенно по этой
причине происходит шум компенсаторов.

Если водитель поменял масло, то при запуске услышал стуки в
моторе. Это нормальное явление, так как масло при замене было слито, а новое
масло еще не успело поступить полностью в систему смазки. Некоторое время
двигатель работает с масляным голоданием, вследствие чего. Чтобы ускорить
процесс заполнения масла все системы смазки двигателя, перед тем как поменять
новый масляный фильтр, его заполняют маслом.

При снижении уровня масла в картере также появляется непонятный
шум в двигателе, постепенно усиливающийся по мере прогрева внизу. На горячую усиливается
с повышением оборотов и это признаки масляного голодания шатунов и поршневых
пальцев.  

Что надо делать водителю при возникновении стука

Трудно однозначно ответить на представленный вопрос. Конечно же, при появлении стука в районе двигателя, необходимо немедленно обратиться к специалистам для проведения комплектной диагностики.

Тем не менее, если поводом к появлению шума послужили такие банальные причины, как открученный брызговик картера или маховика, вполне целесообразно обойтись собственными силами.

Таким образом, для устранения проблемы стука в двигателе важно научиться распознавать её природу, и на основе полученных сведений делать соответствующие выводы о дальнейшем разрешении сложившейся ситуации.

Причины стука пальцев

Большая часть водителей стакивалась с своеобразным
металлическим лязгом во время резкого нажатия на педаль газа. До капремонта или
замены прокладки ГБЦ такое явление не происходило, а после капиталки стал
постоянным при разгоне. Звук не постоянный и исчезает с уменьшением нагрузки. Часто
путают со стуком клапанов, но на самом деле стучат поршневые пальцы.

Во время капитального ремонта мотор тщательно осматривают,
производят замеры износа цилиндров, прогиба и неровности ГБЦ, а также
сопряженной поверхности блока с ГБЦ. Если произошел сильный увод поверхностей,
их подвергают выравниванию методом фрезеровки, т.е. снимается слой от 0,01 до
0,05 мм поверхности, что, естественно, изменяет геометрические размеры высоты
цилиндра и радиуса камеры сгорания в головке блока.

Изменение геометрических
параметров влечет к отклонению степени сжатия от заводских параметров. Степень
сжатия увеличивается и требуемый угол опережения зажигания, заложенный в калибровка
программы уже не соответствует исходной. Мотор собрали, залили тот же самый
бензин с октаном 92, и звон появился.

Это одна из причин, появления треска
пальцев на двигателе.Почему стучат пальцы на автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием
во время работы на бензине. При установке газового оборудования, специалисты в
программе смещают угол опережения зажигания в «раннюю» сторону, и при
переключении режима работы двигателя с газа на бензин, происходит стук пальцев
при разгоне, вызванный небольшой детонацией в цилиндрах.

Частным причиной стука поршневых пальцев может быть не корректно
установленная метка на распределительном вале двигателя после замены ремня ГРМ.

Почему стучат клапана

Работа двигателя сопровождается стуком клапанов. Цокающий
звук клапанов, но не очень громкий является признаком их правильной
регулировки, хотя не является фактом, подтверждающим этот признак. При пуске на
холодную двигатель застучал громко и потом пропадает громкий стук по мере
нагрева. Симптомы неправильной регулировки тепловых зазоров – это или
отсутствие цоканья, или, наоборот, очень громкий стук.

Звонкая работа клапанов на двигателе УМЗ объясняется
нижним расположением распределительного вала и применяя для передачи к
коромыслам специальные штанги, общее количество зазоров между элементами,
контактирующими между собой увеличивается и в итоге стук клапанов контрастно
выделяется на общем фоне шумов.  Шумно
работает дизель из-за больших тепловых зазоров клапанов и к этому звуку
прибавляется стук плунжерной пары.

Датчик контроля стука

Узнать стучит ли сильно двигатель можно посредством датчика
детонации установленного на блоке цилиндров. Датчик представляет собой
пьезокристалл, который сжимаясь от ударной волны вырабатывает напряжение,
которое поступает на логический элемент блока управления. Если при проверке
сканером в параметрах напряжение датчика детонации показывает выше 3 Вольт это
означает, что появились посторонние стуки, вызванные, износом направляющих
клапанов или свободно перемещается поршень в цилиндре.

Главное назначение датчика детонации заключается в
моментальном изменении угла опережения зажигания. Неправильно поджигаемая смесь
со взрывом вызывает стуки внутри двигателя, что приводит к поломке поршней и
шатунов.

Стучит под капотом на холостых

Поэтому датчик является важным при работе мотора, защищая
его от детонационных стуков.

При неисправности датчика детонации возможны пропуски
воспламенения смеси, так как угол опережения зажигания становится не
контролируемым. Пропуски зажигания (правильнее – воспламенения), возникшие в
двигателе, контролирует программа драйверной диагностики отключая неисправный
цилиндр. После отключения цилиндра блокированием работы форсунки, включить ее
вновь возможно переключением замка зажигания.

Таким образом, мы частично рассмотрели вопросы, связанные со
стуками на автомобиле, их причины и возможные места. Природа стуков при
эксплуатации автомобиля очень разнообразна. Стучать может установленная защита,
пластмассовая декоративная крышка на двигателе, акпп или крестовина карданной
передачи.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть