Смазки для ШРУСов – характеристики, виды, обзор какой лучше смазать триподный или внешний шарнир

Основные характеристики смазывающего состава

Грамотный автомобилист не будет задавать таких вопросов, поскольку ответ он и так знает. Совсем иначе обстоит дело с начинающими водителями и механиками. Чтобы оказать помощь, стоит подробнее рассказать о том, какая польза ШРУСу от смазки. Речь идет о следующих моментах:

  • предотвращает преждевременный износ деталей, которые постоянно находятся под нагрузкой и подвержены трению;
  • вещество способно понизить нагрузку на остальные комплектующие за счет того, что детали смогут свободно вращаться;
  • наблюдается сокращение расхода горючего и уменьшение трансмиссионных потерь автомобиля;
  • смазывающая масса не дает проникнуть коррозии в механизм.

Поскольку для многих автомобилистов важно, чтобы смазка выполняла все заявленные функции, производители стараются разрабатывать такие составы, характеристики которых позволяют это сделать. Если попытаться перечислить параметры, которые обладают такая продукция, то получится следующий перечень:

  • широкий диапазон температур при использовании – до 100 градусов Цельсия, а иногда и больше;
  • обеспечение прочного сцепления с поверхностью, иными словами, смазка очень липкая;
  • отличные противозадирные свойства. Состав обеспечивает нормальное скольжение детали на протяжении длительного периода;
  • стабильность в механическом, физическом и химическом плане. Производителям крайне важно, чтобы смазка сохраняла свои свойства независимо от воздействия внешней среды и нагрузок.

Что такое ШРУС, его функции и виды

Перед тем как перейти к разговору непосредственно о смазках, остановимся подробнее на ШРУСах. Это будет полезно для того, чтобы выяснить, какими свойствами должна обладать смазка для “гранаты”, как в простонародье называют ШРУС, и какой состав использовать в том или ином случае. Задача шарнира — передача крутящего момента от одной оси к другой при условии, что они находятся под углом друг к другу. Это значение может быть до 70°.

В процессе их эволюции были изобретены такие типы ШРУСов:

  • Шариковые. Являются одними из наиболее распространенных, в частности, их вариант «Рцеппа-Лебро».
  • Трипод (Tripod). Часто используются в отечественном автомобилестроении в качестве внутренних ШРУСов (то есть таких, которые устанавливаются со стороны силового привода).

    Классический трипод

  • Сухариковые (второе название — кулачковые). Они зачастую перегреваются, а потому используются в грузовых автомобилях, где угловая скорость вращения невелика.
  • Кулачково-дисковые. Также используются на грузовой и строительной технике.
  • Спаренные карданные валы. В основном применяются на строительной технике и грузовиках.

При больших углах между осями эффективность работы шарнира падает. То есть, значение передаваемого крутящего момента становится меньше. Поэтому необходимо избегать значительных нагрузок при слишком вывернутых колесах.

Особенностью любого шарнира угловых скоростей являются высокие ударные нагрузки. Они возникают при трогании машины, преодолении ею подъемов, езде по неровной дороге и так далее. С помощью специальных смазок ШРУС все негативные последствия удается нейтрализовать.

Ресурс современных шарниров равных угловых скоростей достаточно велик (при условии соблюдения герметичности пыльника), и сопоставим со сроком эксплуатации автомобиля. Смазку меняют при замене пыльника или всего ШРУСа. Однако по регламенту замену смазки ШРУСа необходимо проводить через каждые 100 тысяч километров пробега или один раз в 5 лет (смотря что наступит раньше).

В связи со сложными условиями эксплуатации упомянутых шарниров, смазка ШРУСа призвана защищать механизм от негативных факторов и обеспечивать:

  • увеличение коэффициента трения внутренних деталей шарнира;
  • минимизацию износа отдельных частей ШРУСа;
  • уменьшение механической нагрузки на составляющие узла;
  • защиту поверхностей металлических деталей от коррозии;
  • нейтральную реакцию с резиновыми уплотнителями шарнира (пыльниками, прокладками) с тем, чтобы не повредить их;
  • водоотталкивающие функции;
  • долговечность использования.

Смазки для ШРУСов - характеристики, виды, обзор какой лучше смазать триподный или внешний шарнир

На основании перечисленных выше требований смазка для наружного или внутреннего ШРУСа должна обладать следующими характеристиками:

  • широким температурным диапазоном, позволяющим использовать состав при критических температурах (современные смазки ШРУС способны работать при температурах от -40°С до 140°С и выше, этот диапазон зависит от конкретной марки смазки);
  • высокой степенью адгезии (способностью сцепляться с рабочей поверхностью механизма, попросту говоря, липкостью);
  • механической и физико-химической стабильностью состава, обеспечивающие постоянные рабочие характеристики смазки при любых условиях эксплуатации;
  • высокими противозадирными свойствами, обеспечивающими должный уровень скольжения смазанных рабочих поверхностей.

Таким образом, характеристики смазки для ШРУС должны в полной степени отвечать приведенному списку. В настоящее время промышленностью выпускается несколько видов таких составов.

Использование смазок при низких температурах

Многих автовладельцев, проживающих в северных регионах нашей страны, интересует вопрос о выборе смазок ШРУСа, которые бы не замерзали при значительных морозах (например, -50°С…-40°С). Решение необходимо принимать на основе информации, предоставленной производителем. Это очень важно, причем не только для смазок ШРУСов, но и других масел и жидкостей, используемых в автомобилях на севере.

Перед поездкой в условиях значительного мороза настоятельно рекомендуется хорошенько прогреть машину, чтобы упомянутые масла и жидкости, в том числе смазка ШРУС, прогрелись и достигли рабочей консистенции. В противном случае существует вероятность работы механизмов с повышенной нагрузкой, и как следствие — их преждевременный выход из строя.

По отзывам автовладельцев, живущих в условиях крайнего севера или приближенных к ним, неплохо себя зарекомендовали отечественная смазка “ШРУС-4” и RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2. Однако выбора смазок мы коснемся чуть позже.

Наиболее популярные разновидности смазок для ШРУСа

В настоящее время на мировом, да и на отечественном рынке представлен значительный ассортимент смазок для «гранат». Все виды смазывающих составов можно разделить на три группы, с учетом того, что входит в состав продукции. Составим таблицу.

Параметры Молибденовые Литиевые Бариевые
Общее описание Более выгодный вариант, чем литиевые, поскольку в основе лежит дисульфид молибдена. Отличаются высокими антикоррозийными свойствами. Продукция безопасна для резины и полимеров. В основе лежит литиевый раствор и органическая кислота. Появились сразу же, после разработки ШРУСов. Позволяет снижать нагрузку на элементы механизма. Не дает проникать внутрь грязи и пыли. В последнее время пользуются спросом, поскольку позволяют продлить срок эксплуатации шарнира и защитить его от негативного влияния. Состав не боится влаги и противостоит коррозии. Химически нейтрален.
Срок эксплуатации Рассчитана на 100-110 тыс. км. пробега. Рассчитаны на 100 тыс. см пробега. Может эксплуатироваться на протяжении 80-100 км. пробега.
Недостатки Низкая устойчивость к влаге. В результате попадания воды превращается в абразив. В зимнее время плохо мажется, поскольку при низких температурах заметно густеет. Плохо противостоит значительным температурам. Отличается высокой стоимостью (415 руб. за 400 мл.), поскольку в России производят только один состав такого типа.
Наиболее популярные бренды
  • ШРУС-4;
  • STEP UP;
  • ШРУС МС Х5.

Чтобы выбрать подходящий вариант смазки, стоит внимательно изучить действующие предложения и ориентироваться на технические особенности автомобиля и особенности эксплуатации самого состава.

Порядок замены смазки и как часть это нужно делать

Процедура замены смазки в шарнирах равных угловых скоростей, как правило, не вызывает сложностей даже у неопытных автолюбителей. В первую очередь вам необходимо будет снять ШРУС с вашего автомобиля. Последовательность действий будет напрямую зависеть от конструкции и устройства машины. Поэтому невозможно дать конкретных рекомендаций.

Также следует знать, что шарниры бывают внутренними и внешними. Принцип их работы кардинально отличается. Не вдаваясь в подробности конструкций стоит сказать, что основой внешнего ШРУСа являются шарики, а основой внутреннего ШРУСа (трипода) — ролики, или игольчатые подшипники. Внутренний ШРУС допускает большие осевые перемещения. Для смазки внутренних и наружных шарниров используют разные смазки. Пример замены проведем на трипоидном ШРУСе, как наиболее популярном варианте.

Перед проведением замены смазки ШРУСа необходимо знать, какой ее объем вам понадобится. Эту информацию вы можете найти в мануале вашего автомобиля или в интернете. Однако зачастую этими требованиями пренебрегают, и наполняют “стакан” трипода до краев.

Уровень смазки для ШРУСа в «стакане»

  • Разборка корпуса. Зачастую корпус скреплен двумя стопорными кольцами (завальцован). Соответственно, чтобы его разобрать, необходимо снять эти кольца с помощью отвертки с плоским жалом.
  • Снятие пыльника и уплотнительного кольца. После выполнения этой простой процедуры необходимо обязательно проверить целостность пыльника. При необходимости купить новый для дальнейшей замены.
  • Далее необходимо достать все внутренние механизмы шарнира и разобрать их. Обычно сам трипод держится на полуоси с помощью стопорного кольца, которое необходимо снять для его демонтажа с помощью отвертки.
  • Тщательно промыть в бензине или растворителе все внутренние детали (трипод, ролики, полуось) с тем, чтобы удалить старую смазку. Внутренности корпуса (стакана) также необходимо очистить от нее.
  • Заложить некоторое количество смазки (приблизительно 90 граммов, однако это значение отличается у разных ШРУСов) в стакан. Вопросом выбора смазки для трипода мы займемся чуть ниже.
  • Поместить трипод на оси в стакан, то есть, на свое рабочее место.
  • Доложить оставшееся количество смазки сверху на установленный трипод (обычно в триподах всего используется около 120…150 грамм смазки). Старайтесь укладывать смазку равномерно, перемещая ось трипода в корпусе.
  • После того, как вы заложите необходимое количество смазки для трипоидного ШРУСа, можно приступать к сборке, которая производится в обратном к демонтажу порядке. Перед затягиванием колец или хомутов смажьте канавки для них “Литолом-24” или какой-нибудь подобной смазкой.

Замена смазки на наружном ШРУСе ВАЗ 2108-2115

Замена смазки на внутреннем ШРУСе

Как видите, процедура замены несложная, и с ней может справиться любой автовладелец, владеющий элементарными навыками слесарных работ. Основной вопрос, на который необходимо ответить прежде чем выполнять эту процедуру — какая смазка ШРУС лучше и почему? В следующем разделе попытаемся ответить на него.

После того, как вопрос с выбором подходящего смазывающего состава решен, остается заняться заменой смазки. Здесь стоит подчеркнуть, что процедура весьма простая и даже малоопытные водители смогут справиться с этой задачей.

Потребуется выполнить следующие манипуляции:

  1. Разобрать корпус механизма (подойдет для этого плоская отвертка).
  2. Демонтировать уплотнители и пыльник, а потом проверить их состояние. Если эти элементы повреждены, то стоит приобрести новые.
  3. Достать и полностью разобрать внутренние детали.
  4. Промыть запчасти бензином или растворителем, что позволит удалить старую смазку.
  5. Заложить новое вещество в «стакан», после чего поместить в него типод. Доложить смазку, чтобы она максимально заполнила емкость.
  6. Собрать узел.

От каких смазок стоит отказаться?

Существует несколько групп смазывающих составов, которые применять крайне не рекомендуется. В качестве таких смесей можно выделить:

  • графитовые, которые приведут к поломке механизма уже после 20-25 км. пробега;
  • углеводородные, например, тех.вазелин, поскольку они не защищают от коррозии и позволяют проникнуть влаге внутрь;
  • консистентные, содержащие натрий и калий. Подходят для подшипников и других подвижных соединений;
  • цинковые, поскольку они созданы на основе железа и противопоказанных для смазки таких узлов.

Эти моменты тоже следует учесть при выборе подходящего продукта для смазывания «гранаты».

Применение смазок для ШРУСов

Смазки для внутренних ШРУСов

  • Mobil SHC Polyrex 005 (для подшипников типа «Трипод»);
  • Slipkote Polyurea CV Joint Grease;
  • Castrol Optitemp BT 1 LF;
  • BP Energrease LS-EP2;
  • Chevron Ulti-Plex Synthetic Grease EP NLGI 1.5;
  • VAG G052186A3;
  • Chevron Delo Greases EP;
  • Mobil Mobilgrease XHP 222.

Смазка для наружных ШРУСов

  • Liqui Moly LM 47 Langzeitfett MoS2;
  • Very Lube СМАЗКА ЛИТИЕВАЯ ДЛЯ ШРУС MoS2;
  • Mobil Mobilgrease special NLGI 2;
  • BP Energrease L21M;
  • ХАДО ШРУС;
  • Chevron SRI Grease NLGI 2;
  • Mobil Mobilgrease XHP 222;
  • ШРУС-4.

Отечественная смазка ШРУС-4

ШРУС-4. Смазка, производящаяся несколькими российскими предприятиями. Она была изобретена для использования в первом советском внедорожнике ВАЗ-2121 “Нива”. Однако впоследствии стала использоваться и в переднеприводных ВАЗах. Кроме использования в шариковых подшипниках наружных ШРУСов смазку также можно использовать для смазывания деталей карбюраторов, телескопических стоек, подшипников сцепления.

ШРУС-4 является минеральной смазкой на основе гидроксистеарата лития. Ее температурные характеристики: температура эксплуатации — от -40°С до 120°С, температура каплепадения — 190°С. Цена тюбика массой 100 грамм составляет 1…2$, а тюбика массой 250 грамм — 2…3$. Номер в каталоге — OIL RIGHT 6067.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Вообще смазка это так сказать бюджетный продукт, но в свою очередь бюджетные это не значит то что он плохого качества. В общем и в целом продукция довольно-таки неплохая для отечественного автопрома. В октябре ставил новый ШРУС, забил туда смазки ШРУС, фирмы ОлРайт, зимой в -18-23градуса стал закусывать в прямом смысле, ШРУС новый! разобрав увидел там куски непонятной массы напоминающую смолу!!! новый практически ШРУС в помойку!
Не поймите неправильно но всё время пользовался ШРУС — 4… И всё хорошо!
Российский ШРУС 4. Везде. Если пыльник не порвется — служит вечно.

Liqui Moly LM 47 Langzeitfett MoS2. Смазка в виде густой пластичной жидкости темного-серого, почти черного цвета, производится в Германии. В состав смазки входит литиевый комплекс (в качестве загустителя), минеральное базовое масло, набор присадок (в том числе противоизносная), твердые смазочные частицы, уменьшающие трение и износ.

Смазки для ШРУСов - характеристики, виды, обзор какой лучше смазать триподный или внешний шарнир

Используется в наружных ШРУСах. Кроме этого, ее можно применять при техобслуживании электроинструмента, типографских и сельскохозяйственных, строительных машин для смазывания резьбы для направляющих, шлицевых валов, высоконагруженных шарниров и подшипников. Температура эксплуатации — от -30°С до 125°С. Цена упаковки за 100 грамм — 4…5$ (номер в каталоге — LiquiMoly LM47 1987), а 400 граммовая упаковка (LiquiMoly LM47 7574) обойдется 9…10$ .

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Ну в целом товар нормальный, советую. Тюбик удобный, как от крема для рук, выдавливается смазка легко, не имеет никакого специфического запаха. Все эти смазки LM 47 Langzeitfett,Castrol MS/3,Valvoline Moly Fortified MP Grease и куча-куча других подобных-суть есть полнейший аналог нашей российско-советской смазки ШРУС-4, которой завалены прилавки всех магазинов и который благодаря массовому производству стоит копейки. Я бы никогда не купил ни одну из этих импортных смазок, так как это явный «оверпрайсед».
Качественная смазка, проверенный производитель, отлично смазывает детали. По сравнению со смазками которыми раньше пользовался, приятно был удивлен данной смазкой.

RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2. Смазки торговой марки RAVENOL выпускаются на территории Германии. Используемый в составе смазки дисульфид молибдена позволяет продлевать срок эксплуатации ШРУСов и снижать уровень их изношенности. Смазка устойчива к соленой воде. Температура использования — от -30°С до 120°С. Цена упаковки массой 400 граммов составляет около 5…6$. В каталоге вы можете найти данный товар под номером 4014835200340.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Вполне нормальная такая минеральная смазка для наружных ball type CVJ для не слишком суровых зим. Наличие твердых добавок в виде MoS2 и графита в наружных Рцеппах/Бирфильдах является обязательным, но вот что касается количества 3 или 5 процентов, не думаю чтобы это каким-то серьезным образом влияло на условия работы узла и определяло его долговечность. ШРУС-4, как мне кажется, не хуже будет.
Хорошо переносит низкую температуру. Использовал в своей Тойоте. Пока со ШРУСОМ проблем нет.

ШРУС МС Х5

ШРУС МС Х5. Еще один отечественный представитель. Класс консистенции по NLGI — ⅔. Класс 2 означает диапазон пенетрации 265-295, смазка вазелинообразная. Класс 3 означает диапазон пенетрации 220-250, смазка средней твердости. Надо отметить, что категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников (в частности, категория 2 наиболее распространена среди пластичных смазок для легкового транспорта).

Цвет смазки — черный. Загуститель — литиевое мыло. Используемый комплекс Х5 уменьшает трение в подшипника. Даже при повреждении пыльника смазка не вытекает. Температурный режим от -40°С до 120°С. Температура каплепадения — 195°С. Цена тюбика массой 200 грамм составляет 3…4$. Вы можете найти его в каталоге под номером VMPAUTO 1804.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Смазку использовал, когда пыльник порвало, 20000 км полет нормальный. Сегодня эта смазка вовсю продается в инет-магазинах. Кто-то наивно купился на безграмотную рекламу данной смазки… Какой-то будет результат ее применения?.. Появился вот еще один рекламный материал призванный побудить розничных покупателей ( то есть нас с Вами ) к ее покупке и применению в дорогостоящих узлах наших авто….
А я уже затарился смазкой для замены пыльников… неоригинальная смазка из наборов вообще доверия не внушает.

ХАДО для ШРУСа. Производится в Украине. Отличная и недорогая смазка. Используется для наружных ШРУСов. Не содержит дисульфида молибдена. Цвет — светло-янтарный. Отличительная особенность — наличие в ее составе ревитализанта — вещества, способного значительно замедлить износ и изменение геометрии деталей, работающих под нагрузкой.

Может использоваться не только в ШРУСах, но и других узлах и механизмах. Класс консистенции смазки по NLGI: 2. Температурный режим от -30°С до 140°С (кратковременно до 150°С). Температура каплепадения — 280°С. Цена тюбика массой 125 грамм составляет 6…7$, цена баллона массой 400 граммов — 10…12$. Код в каталоге — ХАДО XA30204.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Самая лучшая на сегодня смазка для ШРУС и подшипников. После применения и пробега первых 200 км реально снижается шум подшипников. Рекомендую! Не верю я в эти басни… Лучше буду копить деньги на хорошие ШРУСы.
Ничего плохого в этой смазке нет. ТО что она не навредит это точно!!! Но и ждать от нее невозможного не надо!!! Если не восстановит, то остановит износ!!! Доказано!!! Еще много-много тысяч человек верят в то, что ХАДО вылечит их подшипники и шарниры… все зарастет и восстановится… Эти люди бегут в магазин за смазкой. а потом в магазин за новым узлом… При этом им в голову усиленно втирают: ну…50/50, что поможет… И человек продолжает эксперименты за свои деньги.

Смазка STEP UP — высокотемпературная литиевая с SMT2 для ШРУС. Выпускается на территории США. Используется как в наружных, так и во внутренних ШРУСах. Является высокотемпературной смазкой, ее температурный режим от -40°С до 250°С. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс и дисульфид молибдена. Цена банки массой 453 грамма — 11…13$. Вы найдете его под номером STEP UP SP1623.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Покупал по совету друга. Он приехал из Америки, там тоже такую используют. Только говорит, что она там стоит дешевле. Вообщем набил ШРУС, пока все ок. Не найдено.
Нормальное ощущение. Брал потому что высокотемпературная. Страховался. После замены отъездил уже 50 тыс. Скрипов-стуков не замечено.

Заключение

Проводите процедуру по замене смазки шарнира равных угловых скоростей в соответствии с регламентом, установленным производителем вашего автомобиля. Помните, что гораздо дешевле купить смазку для ШРУСа, чем выполнять ремонт или замену самого шарнира вследствие его повреждения. Поэтому не пренебрегайте этим.

Смазки для ШРУСов - характеристики, виды, обзор какой лучше смазать триподный или внешний шарнир

Что касается выбора определенной марки, то советуем вам не гнаться за мнимой выгодой и не покупать дешевые смазки. Как правило, за разумные деньги вполне можно купить качественный продукт. Надеемся, что приведенная выше информация была для вас полезной, и теперь вы примете правильное решение, какую лучше использовать смазку в ШРУСе вашего авто.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть