Система охлаждения ОКА ВАЗ-1111 – 1113 устройство, схема, принцип работы

Насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится в действие зубчатым ремнем привода распределительного вала.

Насос 42 крепится болтами к блоку цилиндра спереди через уплотнительную прокладку.

Корпус насоса изготавливается из алюминиевого сплава. В корпусе в двухрядном шарикоподшипнике 35 устанавливается валик 37. Подшипник стопорится винтом 34. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда винта расчеканиваются после сборки. Роль внутренней обоймы шарикоподшипника выполняет валик насоса. При сборке полость шарикоподшипника заполняют смазкой Литол-24 на весь срок эксплуатации двигателя.

На валик 37 с одной стороны напрессована чугунная крыльчатка 32, а с другой — зубчатый шкив 36, изготовленный из металлокерамической композиции. При каждом снятии шкива с валика его рекомендуется заменять новым, чтобы шкив не смог провернуться на валике при повторной его установке.

Система охлаждения ОКА ВАЗ-1111 - 1113 устройство, схема, принцип работы

К торцу крыльчатки 32, закаленному токами высокой частоты на глубину 2. 3 мм, прижимается уплотнительное кольцо 38 сальника 33. Кольцо изготовлено из графитовой композиции.

Сальник 33 неразборный, состоит из наружной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины, он запрессован в корпус насоса. Сальник уплотняет валик 37 насоса. В случае прохода охлаждающей жидкости через поврежденный сальник для ее стока в корпусе под подшипником имеется сливное отверстие.

Для снятия осевой нагрузки на валик и шарикоподшипник при работе насоса со стороны полости нагнетания в крыльчатке выполнены два сквозных отверстия, которые соединяют полости с одной и другой стороны крыльчатки, выравнивая давление охлаждающей жидкости в этих полостях.

Радиатор и расширительный бачок

Радиатор — разборный, с пластмассовыми бачками, трубчатопластинчатый, с двумя рядами трубок.

Сердцевина 24 радиатора состоит из 36 алюминиевых круглых трубок и алюминиевых теплопередающих пластин оребрения трубок, сердцевина крепится к пластмассовым бачкам через резиновые уплотнительные прокладки. Для повышения эффективности охлаждения жидкости охлаждающие пластины оребрения отштампованы с насечкой, обеспечивающей турбулентное движение воздуха через радиатор. Радиатор двухходовой, левый бачок имеет перегородку, разделяющую его пополам.

Использование алюминия и пластмассы при изготовлении радиатора значительно снизило его вес.

Радиатор не имеет заливной горловины, жидкость заливается в расширительный бачок. Верхний патрубок левого бачка 21 радиатора соединяется шлангом с расширительным бачком 19. Левый бачок имеет также подводящий и отводящий патрубки. Правый бачок радиатора имеет сливную пробку 30 и датчик 25 включения электровентилятора.

Система охлаждения ОКА ВАЗ-1111 - 1113 устройство, схема, принцип работы

Радиатор в сборе устанавливается на три резиновые опоры: две внизу вставляются в отверстия передка кузова, третья вверху прижимается пластиной с помощью двух гаек. Резиновые прокладки сердцевины и резиновые опоры радиатора резко снижают воздействие на него вибрационных нагрузок.

Расширительный бачок 19 изготавливается из полупрозрачного полипропилена, крепится ремнем к кронштейнам щитка передка кузова. Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с термостатом 18. Для предотвращения образования паровых пробок в системе охлаждения верхний патрубок бачка соединяется шлангом с левым бачком 21 радиатора.

Расширительный бачок имеет заливную горловину, закрываемую пластмассовой пробкой с выпускным (паровым) 39 и впускным 40 клапанами. Клапаны устанавливаются в пробке в отдельном неразборном латунном блоке.

Пробка взаимозаменяема с пробкой расширительного бачка автомобиля ВАЗ-2108.

На работающем двигателе при резком повышении температуры охлаждающей жидкости или ее закипании увеличиваются давление и теплоотдача радиатора. При повышении давления до 1,1 кгс/см 2 открывается выпускной (паровой) клапан 39, и пары выходят из бачка в атмосферу.

При охлаждении жидкости в системе или сливе жидкости давление в системе понижается и через впускной клапан 40 в систему подсасывается атмосферный воздух. Давление начала открытия впускного клапана составляет 0,03. 0,13 кгс/см 2 . Для полного слива жидкости из системы пробка расширительного бачка должна обязательно сниматься.

Через сколько менять антифриз?

Производители рекомендуют менять стандартные антифризы каждые 40-50 тысяч км. Дорогостоящие антифризы класса G-13 меняют после 100.000 км.

Цвет жидкости сам подскажет, когда нужно менять антифриз. Выгоревшие, тусклые, мутные цвета антифризов — следует менять. Систему охлаждения и отопления при замене антифриза — рекомендуется промыть. Цвет, тусклость антифриза определяем наглядно по расширительному баку. Сколько промывать систему, указывается на промывочной жидкости определенной марки.

Тары антифризов содержат разное число литров и являются разнообразными. Распространенные тары антифризов по литрам — 1 литр, 3.785 литра, 5 литров, 20 литров и выше.

Сколько литров антифриза используется в машине — описано в таблице заправочных объемов.

Электровентилятор

Крыльчатка 23 вентилятора четырехлопастная, изготовлена из пластмассы. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол закрутки и для уменьшения шума переменный угловой шаг по ступице. Крыльчатка вентилятора устанавливается на вал электродвигателя 22 и поджимается гайкой. Для лучшей эффективности работы крыльчатка находится в кожухе 31, который крепится болтами к гайкам радиатора.

Электродвигатель в сборе с крыльчаткой устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками на шпильки кожуха 31 вентилятора.

Включение и выключение электровентилятора осуществляется автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости с помощью датчика 25 типа ТМ-108, установленного в правом бачке радиатора. Температура замыкания контактов датчика должна быть а пределах 96. 102° С, а размыкания в пределах 91. 97° С.

Электровентилятор взаимозаменяем с электровентилятором автомобиля ВАЗ-2106.

Термостат и работа системы охлаждения

Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85. 95° С.

Термостат 18 состоит из корпуса 8 и крышки 3, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 7. Термостат имеет входной патрубок 6 входа охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 10 перепускного шланга для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат, патрубок 1 для подачи охлаждающей жидкости в насос и патрубок 2 шланга к расширительному бачку.

Основной клапан 7 установлен в стакан термоэлемента, в котором эавальцована резиновая вставка 12. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 11, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками стакана и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 7 поджимается к седлу пружиной 4. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 9, поджимаемый пружиной 5.

Термостат взаимозаменяем с термостатом автомобиля ВАЗ-2108.

Термостат в зависимости от температуры охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость или через радиатор, или минуя его.

На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 87° С основной клапан 7 термостата закрыт, перепускной 9 открыт. При этом жидкость циркулирует через перепускной клапан 9 по шлангу 17 и подводящей трубке 28 в насос 42, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя.

В диапазоне температур 87. 102° С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.

Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 85. 95° С, а ход основного клапана не менее 8 мм при повышении температуры до 102° С.

Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с техническим глицерином. Начальная температура глицерина должна быть 78. 80° С. Температуру глицерина постепенно увеличивают на 1° С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний шланг 15 начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на комбинации приборов находится примерно на расстоянии 3. 4 мм от красной зоны шкалы указателя.

› Logbook › Замена системы охлаждения на ОКЕ

По весне начались проблемы с системой охлаждения и практически со всей. Один за одним начали рваться и лопаться шланги, вслед за ними потёк радиатор, а потом и помпа и радиатор печки. За всё это время собирал материал, который представляю и чинился.

Когда купили машинку, радиатор уже тёк, была произведена замена и когда слил ОЖ то в ней оказались какието жидкие гранулы, походу какой то герметик запузырили чтоб не заморачиваться. Поставил новый радиатор, залил новый тосол! Не прехал и тысячи км радиатор потёк снова — новый радиатор! Шланги раздуваются, лопаются и текут — начал надумывать — «Не создаётся ли черезмерное давление в системе охлаждения?!» Причём пробку на расширительном бачке менял. Заменил шланги на термостат, в общем все кроме идущих на печку, радиатор и термостат!

Приложение 4. Заправочные объемы, л ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008

/ VAZ/ vaz-oka/ Приложения/ 4. Заправочные объемы, л

Самостоятельный ремонт автозапчастей – это ответственная задача, к которой стоит подходить максимально серьезно. Порой неисправность запчасти ставит водителя врасплох, вынуждая тратить массу времени и денег на поиск хорошего СТО, однако есть и альтернативный вариант решения проблемы, для этого нужен небольшой запас знаний и набор инструментов.

Когда ремонтируется приложение 4. заправочные объемы, л ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008, нужно быть предельно осторожным и не пренебрегать мелочами. Для ознакомления с вопросом нередко автолюбители используют различные интернет-порталы, посвященные автозапчастям. Некоторые из них пользуются узконаправленными форумами.

Но, как правило, там предоставляется исключительно обобщенная информация, которая известна изначально. Где же найти достоверный источник, предлагающий действительно полезные вещи? Наш портал открыт для этого 24 часа в сутки. Онлайн-режим позволяет нам помогать клиентам в любое удобное для них время. Более того, разработана мобильная версия, доступная каждому желающему.

Подробное описание такого агрегата, как приложение 4. заправочные объемы, л ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008 имеет хорошую структуру с тематическими заголовками. Кроме того, всегда есть возможность ознакомиться с тонкостями монтажа. Нередко встречаются ситуации, когда водитель уверен в своих силах, но когда берется за работу, начинают возникать вопросы.

Помимо руководства по ремонту, владелец личного авто сможет предотвратить массу поломок, возникающих из-за человеческого фактора, благодаря информации, расположенной на сайте. Пользователям представлена масса полезных рекомендаций для грамотной эксплуатации, которые помогут значительно подлить срок агрегата и избежать многих негативных последствий.

Online-поддержка — это отличный и максимально удобный способ получения необходимой информации. Еще один веский плюс – статьи пишутся для людей. Мы понимаем, что читатель будет делать всё своими руками, и стараемся сделать так, чтобы это было как можно удобнее и эффективнее. Используйте ресурс в любое время суток и найдите ответ на любой интересующий вопрос, касающийся автомобилей.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть