Система курсовой устойчивости esc что это такое

Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC

Система курсовой устойчивости — активная система безопасности, которая служит, главным образом, для предотвращения заносов во время движения автомобиля. Работа системы обеспечивает курсовую устойчивость автомобиля во время маневров, предотвращая возникновение бокового скольжения и срыва в занос.

Данная система может носить различные названия, которые отражают ее назначение: система курсовой устойчивости (система поддержки курсовой устойчивости), система динамической стабилизации (речь идет о поперечной динамике автомобиля), электронный контроль устойчивости, а также просто противозаносная система.

Впервые о системе, которая могла бы контролировать курсовую устойчивость автомобиля, конструкторы задумались еще в середине прошлого века, и уже в 1959 году компания Daimler-Benz получила патент на изобретение автоматического управляющего устройства. Однако в то время система не могла быть реализована по причине отсутствия доступных и эффективных технологий.

Первая эффективная система курсовой устойчивости появилась в 1995 году, это была совместная разработка Mercedes-Benz и Bosch. Она получила название «ESP» (Elektronisches Stabilitatsprogramm), и устанавливалась на новые автомобили Mercedes-Benz A-class. Через несколько лет система (и подобные ей системы от других производителей) стали активно использоваться во многих автомобилях.

Система курсовой устойчивости показала свою высокую эффективность, она даже была признана одним из самых важных изобретений, которое многократно повысило безопасность автомобилей. В период 2010-2011 года данная система стала обязательной для всех новых пассажирских автомобилей в Израиле, Австралии, Канаде, странах Евросоюза и в США (только для пассажирских автомобилей массой до 4536 кг).

В России законодательной нормы по наличию в автомобиле системы курсовой устойчивости нет, и данная система чаще предлагается в виде опции. Сегодня существует возможность установить ESP практически на любой автомобиль, однако эта опция не пользуется большой популярностью, хотя причина тому не столько цена, сколько отсутствие информировании о пользе системы и, как следствие, отсутствие интереса со стороны потребителя.

Как было сказано выше, система курсовой устойчивости работает всегда, однако заметить ее срабатывание в критических ситуациях способен лишь опытный водитель, знающий, как спровоцировать или, напротив, предотвратить занос автомобиля. Иногда работа системы мешает таким водителям, поэтому в большинстве случаев они попросту отключают ESP (если такая возможность предусмотрена).

– Не нужно «мешать» системе работать — при возникновении заноса она сама сделает все возможное для предотвращения аварии, поэтому не стоит бешено крутить рулем и нажимать на педаль тормоза;- Нужно понимать, что система не всесильна, и она не может спасти от сильных заносов, поэтому нужно проходить повороты и делать маневры на разрешенных скоростях — если вы, понадеявшись на систему, войдете в поворот на скользкой дороге со скоростью 100 км/ч, то вы гарантированно окажетесь в кювете. Ведь все подчиняется элементарным законам физики, и обмануть их не в силах даже самой умной автомобильной системе.

Система курсовой устойчивости esc что это такое

К сожалению, электроника не всесильна, и составить программы на все случаи жизни невозможно, поэтому могут возникать ситуации, когда ESP делает не то, что нужно. Например, при заносе задних колес на переднеприводном автомобиле необходимо увеличить скорость, но блок управления системой по той или иной причине, напротив, стремится снизить скорость, и водитель просто не сможет ничего сделать.

В целом, сегодня нет более совершенной активной системы безопасности, чем система курсовой устойчивости, поэтому не нужно ею пренебрегать — она никогда не растеряется, не перепутает педали, и всегда сделает то, что нужно. А, значит, спасет одну или несколько жизней.

Еще в этом разделе

ASR – что это такое в автомобиле, и как это работает?

Антипробуксовочная система автомобиля ASR не дает проворачиваться колесам на скользкой дороге.

ASR – Automatic Slip Regulation можно отнести к системам активной безопасности. Назначение ASR заключается в том, чтобы предотвращать пробуксовку ведущих колёс при движении по скользкой или труднопроходимой дороге. В первом случае авто, оснащённое ASR, приобретёт лучшую курсовую устойчивость в поворотах, во втором – станет более проходимым.

Система курсовой устойчивости esc что это такое

Принцип действия антипробуксовочной системы ASR заключается в уменьшении крутящего момента, передающегося на буксующее колесо. Происходит это следующим образом: блок управления (зачастую используется блок управления АБС) обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков, сходных с датчиками АБС, но имеющими большую точность.

Сравнивая значения скоростей вращения колёс, блок управления подаёт сигналы на исполнительные механизмы, уменьшающие скорость вращения пробуксовывающего колеса, согласовывая её со скоростями других колёс. Блокирования дифференциала при этом не происходит, поэтому при движении автомобиля по криволинейной траектории колёса ведущей оси вращаются, как и положено, с разными скоростями.

Основное назначение этой TCS – исключить потерю сцепления на ведущих колесах с помощью гидравлической и электронных систем автомобиля, которые контролируют работу тормозной системы, силовой установки и вносят коррективы в их работу. Причем на функционирование тормозов и мотора свое влияние система оказывает по-разному.

Что касается тормозной системы, то TCS – полная противоположность ABS. Если антиблокировочная система контролирует вращение колес и при обнаружении, что одно из них значительно замедлилось, снижает давление на тормозном механизме этого колеса, и оно начинает более свободно вращаться, то с антипробуксовочной системой все наоборот.

Те же датчики контролируют скорость вращения колес, и если одно из них резко ускорилось, система воспринимает это как потерю сцепления, и для устранения этого она подает на тормозной механизм этого колеса давление, что приводит к тому, что вращение замедляется, то есть колесо принудительно, без участия водителя притормаживается.

Но TCS воздействует не только на тормозные механизмы, но и на мотор. Суть работы та же – датчики улавливают, что одно из колес резко ускорилось и передают сигналы на блок управления АБС. Тот в свою очередь отправляет информацию на ЭБУ, который принимает меры – «задавливает» двигатель. То есть, воздействует на системы мотора, что приводит к снижению тягового усилия.

Более прогрессивные антипробуксовочные системы кроме мотора и тормозов воздействуют еще и на дифференциал трансмиссии. Разные по конструкции противобуксовочные системы могут оказывать влияние как на одну из систем авто, так и на все указанные, причем использовать ту или иную часть лишь в определенных условиях.

Противобуксовочная система ASR позволяет не буксовать на бездорожье.

  1. При движении со скоростью до 60 км/час (это «усреднённая» цифра, может отличаться на разных авто) пробуксовывающее колесо притормаживается тормозной системой. Происходит это благодаря тому, что система АСР включает в себя насос для тормозной жидкости, создающий требуемое давление. Подача жидкости на тормозные цилиндры регулируется клапанами, приводимыми в действие соленоидами.
  2. При превышении значения установленной пороговой скорости блок управления ASR воздействует уже на двигатель, подавая сигналы, благодаря которым уменьшается крутящий момент мотора. Происходит это за счёт изменения положения дроссельной заслонки, пропусков зажигания, изменения качества смеси. Кроме того, в случае, если авто с АКПП, подбирается соответствующим образом ступень трансмиссии – включается повышенная передача, благодаря чему тяговые характеристики двигателя становятся «слабее».

Значение пороговой скорости рассчитывается таким образом, чтобы избежать сильного перегрева исполнительных механизмов – торможение на высоких скоростях приводит к «сгоранию» колодок, короблению тормозных дисков, закипанию жидкости и т.д.

Кнопка отключения системы ASR автомобиля

При желании водитель может отключить антипробуксовочную систему – хотя бы для того, чтобы поупражняться в вождении на пустынных участках дорог – ведь любой механизм имеет свойство ломаться и навыки безопасной езды не будут лишними. На панели приборов или возле рычага КПП есть кнопка «ASR OFF» – это выключатель системы ASR.

В качестве напоминания для водителя на приборном щитке загорается соответствующая лампочка при отключении системы. Как отключить антипробуксовочную систему Вашего авто, Вы можете узнать из руководства по эксплуатации – процедура включает в себя несколько шагов и может быть отличаться на разных моделях.

Например, для того, чтобы отключить ASR на VW Jetta, нужно:

  1. Включить зажигание.
  2. Включить «аварийку».
  3. Пять раз нажать на педаль «газа». Должен загореться индикатор «скользкая дорога».
  4. Запустить двигатель и отключить «аварийку».

Антипробуксовка не допустит такого заноса

Прежде всего, стоит отметить, что антипробуксовочная система в автомобиле работает без остановок, так же как, например, распределение тормозных усилий (EBD), и в отличие от АБС, которая подключается только в экстренных случаях.

Смыслом работы антипробуксовочной системы ASR, является определения пробуксовки на ведущих колёсах и устранение этой ситуации, прежде чем она перейдёт в стадию опасной.

Как это происходит? Постоянно считывая информацию о скорости вращения колёс, с датчиков скорости, электронный блок управления определяет момент начала слишком быстрого вращения. Что является признаком того, что началась пробуксовка.

Для восстановления равновесия у ASR есть два варианта развития событий:

  1. На невысоких скоростях (до 40 — 80 км/ч, в зависимости от настройки) — увеличение давления в тормозной системе, и как следствие торможение. Уменьшение крутящего момента передаваемого от двигателя
  2. На высоких скоростях – только работа с двигателем посредством блока управления

Такое оснащение относят к активным системам безопасности. Главная задача системы полностью или насколько это возможно предотвратить возможность пробуксовки колес при прохождении зимней дороги, а также при поездке по грязевым проселочным дорогам. Именно пробуксовка часто становится причиной того, что водитель самостоятельно не может выехать, приходится обращаться к помощи трактора или водителей попутных авто.

Существует два основных принципа работы антипробуксовочной системы ASR:

  1. Первый сценарий запускается, если машина движется со скоростью до 60 км/ч. В этом случае подключенный к датчикам АСР насос с тормозной жидкостью быстро создает давление и притормаживает колесо, которое сорвалось в пробуксовку.
  2. Второй вариант работы включается при скорости выше 60 км/ч. В этой ситуации торможение может быть опасным, поэтому ASR подает сигналы через ЭБУ на двигатель и снижает крутящий момент. Это не всегда на 100% эффективно, но очень безопасно для водителя.

Бытует мнение, что разделение на два сценария произошло, чтобы сохранить колодки, которые могут перегреваться и даже выгорать на высокой скорости. Но производители заявляют, что на высоких скоростях просто нельзя инициировать торможение с одной стороны. Это может привести к заносу и только усложнит ситуацию для водителя на сложной дороге.

Система управляется датчиками, которые установлены на каждом ведущем колесе. На автомобилях с полным приводом оборудование АСР гораздо дороже и сложнее, здесь оно вносит свои преимущества в проходимость и безопасность поездки по бездорожью.

Сложно дать однозначную оценку данному комплексу систем безопасности. В составе ESP этот блок хорошо справляется с определенными нюансами на небольшой скорости. А вот при поездке по трассе АСР может даже помешать водителю своими силами исправить ситуацию. Неоднозначной является и польза подтормаживания колеса в процессе пробуксовки.

К сожалению, ASR – это не замена хорошей механической блокировке, так как электроника не может столь же эффективно распределить крутящий момент по всем ведущим колесам. Тем не менее, это выход для тех автомобилей, в которых никакой блокировки и быть не может. Если у вас есть выбор опциональной установки такой системы, то стоит воспользоваться таким предложением.

Система курсовой устойчивости предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации. С 2011 г. оснащение системой курсовой устойчивости новых легковых автомобилей является обязательным в США, Канаде, странах Евросоюза.

Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой, в поворотах и при свободном качении).

В зависимости от производителя различают следующие названия системы курсовой устойчивости:

  • ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
  • ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
  • DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
  • VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Nissan, Infiniti, Subaru.

Устройство и принцип действия системы курсовой устойчивости рассмотрены на примере самой распространенной системы ESP, которая выпускается с 1995 г.

Система курсовой устойчивости является системой активной безопасности более высокого уровня и включает антиблокировочную систему тормозов (ABS), систему распределения тормозных усилий (EBD), антипробуксовочную систему (ASR).

Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC

Кнопка Traction Control System

Еще в этом разделе

Так, ESP (Electronic Stability Program) может быть известна как ESC (Electronic Stability Control), VSC (Контроль Устойчивости Автомобиля или система курсовой устойчивости), VSA (Vehicle Stability Assist – Система Курсовой Стабилизации) или DSC (Dynamic Stability Control – Система Динамического Контроля Устойчивости).

Итак, теперь мы определились с возможными вариантами названий, давайте посмотрим, как работает ESP.

Принципиальное отличие ESP от ABS в том, что ESP непрерывно следит за соответствием ускорений автомобиля желаниям водителя, выраженным в повороте рулевого колеса, в то время как ABS включается только при торможении.

Рис. 1. Общая компоновка электронной системы курсовой устойчивости ESP (на примере Skoda Fabia): 1, 2, 12, 13 — датчики частоты вращения колес; 3 — датчик давления в тормозной системе; 4 — активный усилитель тормозной системы; 5 — ЭБУ работой двигателя; 6 — ЭБУ работой коробки передач (только на моделях с автоматической коробкой передач);

7 — гидравлический блок с блоком управления ABS EDL/TCS/ESP; 8 — контрольная лампа TCS/ESP; 9 — контрольная лампа ABS; 10 — контрольная лампа двухконтурной тормозной системы и стояночного тормоза; 11 — диагностический разъем; 14 — система динамики автомобиля и поведения водителя; 15 — выключатель стоп-сигнала; 16 — датчик угла поворота рулевого колеса; 17 — кнопочный выключатель систем TCS/ESP; 18 — датчик рысканья; 19 — датчик бокового ускорения

Алгоритм работы системы зависит от режима движения ТС. Система курсовой устойчивости должна распознать начало заноса ТС и предотвратить его. Она определяет желаемое направление по углу поворота рулевого колеса, а датчики на всех колесах измеряют скорость их вращения. На основании этих данных БУ вычисляет фактическую траекторию движения, которая более 25 раз в секунду сравнивается с желаемым направлением.

Управление автомобилем с системой ESP учитывает три степени свободы автомобиля на плоскости дороги (продольная и поперечная направляющие движения и поворот относительно вертикальной оси ТС). Если блок управления ESP вычисляет, что ускорение при разгоне автомобиля достигло критических значений и возникли условия для потери устойчивости ТС (заноса) и бокового скольжения колес передней и/или задней осей), система включает подтормаживание пробуксовывающих колес.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля. Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности.

Одновременно датчики угловой скорости измеряют перемещение ТС вокруг вертикальной оси и его боковое ускорение. Если значения расходятся, система без какого-либо вмешательства со стороны водителя немедленно реагирует на ситуацию, снижая мощность двигателя и восстанавливая стабильность автомобиля. Если этого недостаточно, ESP дополнительно подтормаживает каждое колесо. Возникающее вращательное движение колеса противодействует заносу, и автомобиль остается на безопасной траектории движения.

Оцениваются сигналы от датчика угла поворота рулевого колеса 16, датчика давления в тормозной системе 3 и от ЭБУ работой двигателя 5. Помимо скорости движения автомобиля, в вычисления также входят необходимые характеристики коэффициентов сцепления между шинами и дорожным покрытием. Эти параметры оцениваются на основе сигналов, получаемых от датчиков частоты вращения колес 1, 2, 12, 13, датчика бокового ускорения 19, датчика рысканья 18 и датчика давления в тормозной системе 3.

Датчик бокового ускорения сообщает БУ о боковом сносе автомобиля, в то время как датчик рысканья сигнализирует о склонности к заносу. Затем вычисляется момент относительно вертикальной оси, который необходим для приближенного приведения параметров действительного состояния к параметрам требуемого состояния.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы ESP достигается:

  • подтормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески).

Информация, поступающая от датчиков, анализируется модулем управления для расчета направления движения, задаваемого рулевым управлением, и распознавания поведения автомобиля. Система ESP определяет, какое колесо должно быть ускорено или подторможено и насколько резко необходимо изменить крутящий момент двигателя, а также необходимость активизации блока управления коробкой передач (на моделях с АКПП).

Цикл управления завершается при успешном результате, и система управления переходит к слежению за поведением автомобиля. Если устойчивость движения не восстановлена, то цикл управления повторяется. Активация цикла управления сопровождается миганием контрольной лампы системы курсовой устойчивости.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS.

Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае если действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, включается система ESP.

Притормаживание колес система осуществляет через гидромодулятор ABS, создающий давление в тормозной системе. Принцип алгоритма подтормаживания аналогичен описанному. Одновременно (или до этого) на БУ двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и, следовательно, уменьшение крутящего момента на колесах.

ESP выбирает тормозные усилия для каждого колеса отдельно таким образом, чтобы результирующая тормозных сил противодействовала моменту, стремящемуся развернуть автомобиль вокруг вертикальной оси, и удерживала ТС на оптимальной траектории. Если автомобиль плохо входит в поворот и скользит передними колесами наружу (недостаточная поворачиваемость) (рис.

2, а), ESP притормаживает внутреннее заднее колесо. Если автомобиль в результате заноса задней части пытается повернуть круче, чем необходимо (избыточная поворачиваемость) (рис. 2, б), ESP исправляет ошибку притормаживанием наружного переднего колеса. Чтобы предотвратить занос заднеприводного автомобиля, ESP уменьшает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Благодаря этому возникает стабилизирующий момент сил, возвращающий автомобиль на безопасную траекторию движения.

При угрозе опрокидывания ТС стабилизируется за счет уменьшения поперечного ускорения, которое достигается достаточно сильным притормаживанием передних колес и одновременным снижением крутящего момента двигателя.

Рис. 2. Траектория движения на повороте с ESP (сплошная линия) и без ESP (прерывистая линия): а — недостаточная поворачиваемость; б — избыточная поворачиваемость

Изменение крутящего момента двигателя в системе ESP может осуществляться:

  • изменением положения дроссельной заслонки;
  • пропуском впрыска топлива;
  • пропуском импульсов зажигания;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • отменой переключения передачи в АКПП;
  • перераспределением крутящего момента между осями (при наличии полного привода).

Блок управления ESP взаимодействует также с системой управления двигателем и АКПП (через соответствующие БУ). Помимо приема сигналов от этих систем, БУ формирует управляющие воздействия на элементы системы управления двигателем и АКПП.

Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система стабилизации торможения при повороте (Corner Brake Control, CBC). Возникающие при торможении в повороте опасные ситуации могут проявиться в избыточной или недостаточной поворачиваемости и привести к заносу автомобиля. Это объясняется тем, что при торможении в повороте скорость поворота автомобиля (рысканье) может доходить до такой величины, что будут происходить описанные выше явления.

При экстренном торможении в повороте автомобиля без системы CBC возможность передних колес воспринимать поперечные (управляющие) усилия сильно сокращается. Автомобиль смещается с заносом передней оси к внешнему краю поворота. В автомобилях с CBC при появлении недостаточной поворачиваемости система уменьшает тормозное давление для передних колес. В результате колеса вновь оказываются в состоянии воспринимать управляющие усилия и автомобиль сохраняет заданное направление движения.

Для работы CBC не требуются дополнительные узлы или компоненты, она использует уже имеющиеся устройства системы ABS, т.е. CBC является только программным расширением системы ABS. Особенность CBC заключается в том, что она способна распознавать опасные ситуации при торможении в повороте без датчиков поворота или бокового ускорения, только на основании данных об угловой скорости вращения колес.

Составляющие элементы

Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.

ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.

Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать.

К сожалению, среди массы автолюбителей распространено мнение о том, что от мощности авто зависит его управляемость. Однако, любой автомобиль может отклониться от курса и создать аварийную ситуацию на дороге. Тема безопасности вождения и сохранности жизни водителя и пассажиров авто не теряет актуальности и по сей день.

В 90-х годах прошлого века был сделан значительный шаг в обеспечении безопасности вождения. Была создана система динамической стабилизации автомобиля ESP и ESC. Благодаря этому снизилось количество ДТП на дорогах в ряде развитых стран. Так, система стабилизации стала обязательной к установке на выпускаемых авто.

Основу ASR чаще всего составляют электронные элементы от другой системы безопасности, отвечающей за антиблокировку колёс – ABS. Это такие компоненты как:

  • Датчики скорости – устанавливаются на каждое колесо (обычно) и являются основным элементом для определения состояния колёс
  • Насос для нагнетания тормозной жидкости – используется для совершения тормозного усилия
  • Электромагнитный клапан – задействован при подключении ASR к тормозной системе автомобиля
  • Блок управления двигателем – нужен для снижения скорости вращения колеса при пробуксовке
  • Управляющий компьютер – тот же что и в АБС, правда для успешной работы, к нему подключается дополнительная память

Бывает, когда антипробуксовка устанавливается как самостоятельная часть, но такое происходит крайне редко, на всех современных автомобилях эти элементы составляют единое целое.

Как бережет АКПП?

Еще один плюс, который я бы хотел вывести в отдельный пункт, антипробуксовочная система, уберегает и продлевает срок службы автоматической коробки передач.

«Каким образом» — спросите вы? Да все просто.

Во-первых, система вам не дает буксовать, и по максимуму настроена, помочь вам выбраться из заноса. А ведь пробуксовка на АКПП, разогревает масло (ATF жидкость) внутри, что негативно влияет на срок службы (простыми словами соленоиды можно положить за одну длительную буксовку).

Во-вторых, резкие старты плохо влияют на гитротрасформатор, а вот когда «АНТИБУКС» немного «придушивает колеса», это также придает немного ресурса.

Колеса могут пробуксовывать как на МКПП, так и на АКПП, поэтому она одинаково полезна и там и там.

Дополнительная устойчивость при повороте с ESC

Все эти замечательные механизмы, перечисленные выше, в подавляющем большинстве, не обладают своими собственными конструктивными «ингредиентами», а всего лишь являются программным «приложением» – расширением, дополняя систему ESP.

Roll Over Prevention – механизм предотвращения опрокидывания, сокр. от ROP может стабилизировать движение автомобиля при возникновении угрозы опрокидывания. Предотвращение опрокидывания происходит за счёт того, что уменьшается поперечное ускорение с помощью подтормаживания передних колёс и уменьшения тяги двигателя. В тормозных механизмах дополнительное давление создаётся посредством активного усилителя тормозов.

Fading Brake Support сокр. от FBS, она же Over Boost, система, которая повышает эффективность тормозов при их нагреве, помогает предотвращать недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, которые возникают при нагреве, с помощью дополнительного «скачка» давления в тормозном приводе.

Braking Guard – система предотвращения столкновения, может быть в арсенале устройств автомобиля при условии, что в его оснащении присутствует адаптивный круиз-контроль. Данная система помогает предотвращать опасность столкновения с помощью не только визуальных, но и звуковых сигналов, а в экстренной ситуации и путём нагнетания давления в тормозной системе – посредством автоматического включения насоса обратной подачи.

Следует поговорить ещё об одной интересной системе – о системе стабилизации автопоезда. Она встречается в автомобилях, оборудованными тягово-сцепным устройствами. Это устройство контролирует «ход» прицепа и предотвращает его рыскание при движении автомобиля, которое возникает за счёт торможения колёс или снижения тяги мотора.

О системе удаления влаги с тормозных дисков. Данная система работает в активном режиме, когда скорость превышает 50 км/ч, и когда включены стеклоочистители. Смысл работы этой системы заключается в том, чтобы периодически во время дождя и сильного снега кратковременно повысить давление в контуре передних колёс, в итоге тормозные колодки периодически прижимаются к дискам, и происходит полное испарение и удаление влаги. Таким механизмом обладает, например Mercedes SL, на котором и дебютировала эта система, и до сих пор успешно применяется.

Поскольку ESP обеспечивает дополнительную безопасность наряду с ABS и TCS, вас вряд ли удивит тот факт, что она использует большую часть оборудования из этих систем для работы. Используя датчики для измерения скорости отдельных колес, а также информацию от датчиков бокового ускорения и датчиков поперечной скорости, блок управления ESP постоянно контролирует боковые движения автомобиля и сопоставляет их с положением рулевого колеса.

Если машина не отреагирует на движение руля так, как это запрограммировано, или заданный угол поворота, а также скорость слишком велики, ESP начнёт подтормаживать колёса, пытаясь сохранить прямолинейную траекторию движения. При этом торможение осуществляется при активном взаимодействии с ABS, что исключает блокировку одного из колёс.

Система работает постоянно, вне зависимости от режима езды, и даже при движении накатом. А механизм её влияния полностью зависит от ситуации и конструктивных особенностей автомобиля. Например, если в резком повороте фиксируется начало проскальзывания задней оси, то электроника начинает плавно снижать количество подаваемого в двигатель топлива, обеспечивая снижение его оборотов.

Поскольку ESC способен тормозить колеса автомобиля независимо от нажатия педали, она открывает огромный потенциал для реализации и внедрения других различных технологий безопасности. К ним можно отнести и достаточно известную ныне Brake Assist, предназначенную для сокращения тормозного пути, которая распознаёт ситуацию экстренного торможения и оказывает необходимое содействие водителю.

Коммерческие автомобили, оснащенные ESC, могут иметь дополнительные датчики, которые измеряют вес и положение груза, и соответственно адаптировать поведение автомобиля под конкретные условия. Это повышает степень участия ESC в управлении автомобилем, поскольку в этом случае появляется даже возможность контроля над сдвигом груза при резком повороте.

Помимо этого, не стоит забывать и о том, что данная электронная система позволяет ощутимо снизить показатель среднего расхода топлива за счёт оптимизации режимов работы двигателя и предотвращения затрат энергии при проскальзывании одной из осей. Конечно, обилие электроники существенно усложняет конструкцию автомобиля, повышает его стоимость и приводит к необходимости высококвалифицированного сервисного обслуживания, однако, как показывает история, массовое внедрение какой-либо технологии автоматически приводит к постепенному снижению её цены.

В ряде случаев при неоднородном покрытии (например, крупном щебне) или при движении с малой скоростью по сыпучему песку эта система оказывается неэффективна и даже негативно влияет на параметры работы автомобиля. Поэтому большинство автомобильных инженеров сходится во мнении, что такая полезная опция всё ещё нуждается в доработке, а пока необходимо предусмотреть возможность её деактивации, особенно на спортивных моделях и внедорожниках. Например, VSC от Toyota начинает работать только при достижении скорости 15 км/час.

Подводя итог, можно сказать, что ESP в различных вариациях исполнения предназначена для исправления ошибок недостаточно опытного водителя, чтобы предотвратить катастрофические последствия. Однако для тех, кто предпочитает активную езду и обладает для этого достаточными навыками, электроника снижает удовольствие от вождения, поскольку не позволяет довести ситуацию до критической грани, на которой и достигается управляемый занос, дрифт, прохождение поворотов «веером» и многое другое.

Именно поэтому на ряде моделей, особенно спортивных автомобилей, предусмотрена возможность настройки параметров под индивидуальные особенности владельца и даже отключения этой функции.

Рассмотрим плюсы и минусы использования системы динамической стабилизации. Преимущества ESC:

  • помогает удерживать автомобиль в пределах заданной траектории;
  • предотвращает опрокидывание автомобиля;
  • стабилизация автопоезда;
  • предотвращает столкновения.
  • esc нужно отключать в определенных ситуациях;
  • неэффективна на высоких скоростях и при маленьком радиусе поворота.

Еще в этом разделе

TCS предназначена для автоматизированного выравнивания траектории движения автомобиля в условиях неравномерно скользкого дорожного покрытия. Она актуальна для водителей с небольшим стажем вождения.

TCS обеспечивает:

  • равномерный и прямолинейный старт с места автомобиля на скользком дорожном покрытии;
  • штатное прохождение поворотов;
  • уменьшение износа шин.

Учитывая особенности работы противобуксовочной системы, она имеет и недостатки:

  • уменьшение производительности силового агрегата за счет принудительного снижения крутящего момента;
  • возможность создания «патовых» ситуаций, когда дальнейшее движение автомобиля становится невозможным без пробуксовки (например, на снежной или грязевой колее).

В автомобилях, оснащенных TCS, обычно предусмотрены органы управления, отключающие ее работу. Это могут быть кнопочные или клавишные выключатели либо опции бортовой системы управления.

Преимущества заключаются в том, что при поездке на рыбалку по проселочной грязной дороге вам не придется выходить из авто и толкать его, измазывая всю одежду. Как только колесо начинает прокручиваться, система включается в действие и практически блокирует его, позволяя другому ведущему колесу с более качественным сцеплением с поверхностью дороги вытащить машину.

Антипробуксовочная система ASR в недорогих автомобилях практически не устанавливается. Чаще всего это привилегия авто классом выше или более дорогой комплектации. Если у вас есть выбор, устанавливать ли АСР в машину, но за это нужно доплатить деньги, стоит выбирать вариант с установкой данного комплекса. Это повышение вашей уверенности и безопасности в эксплуатации. Уже первая зима на машине покажет, что вы приняли совершенно правильное решение.

Многие автомобилисты с опытом посмотрят, как работает система ASR, поймут ее примитивность и скажут, что смысла от нее никакого нет. Это справедливо только отчасти. Если вы опытный водитель с 20 годами стажа поездки по сложным дорогам, то и без такой помощи вряд ли застрянете в снежном плену. Но для владельцев авто с менее ярким опытом такие комплексы все же будут полезны.

Из недостатков стоит выделить лишь несколько особенностей:

  • достаточно высокая стоимость, если на ваш автомобиль можно поставить такую систему опционально при заказе машины в салоне;
  • не всегда эффективное срабатывание, очень часто АСР инициирует торможение слишком поздно, когда машина уже закопалась;
  • неоднозначная работа на высоких скоростях, так как здесь это оборудование бессильно сделать что-либо эффективное;
  • невозможность отключить на некоторых авто, которые не позволяют деактивировать весь модуль ESP;
  • быстрый износ колодок, если вы постоянно ездите по сколькой или грязной дороге с риском срывания колес в пробуксовку.

ASR не будет оценивать, насколько опасная или безопасная пробуксовка на вашей машине. Она будет срабатывать в любой ситуации, когда датчики показывают буксующее колесо. Конечно, без отключения такой системы вы не сможете продемонстрировать навыки спортивной поездки, полицейских разворотов и красивого контролируемого заноса на снегу. АСР включится в самый ответственный момент и испортит ваш вираж.

ASR и ESP – в чём разница?

Автопроизводители не придерживаются каких-либо стандартов для обозначения подобных систем. Так и ASR имеет своих «двойников» – под названиями TCS (Traction Control System – в народе давно известна, благодаря ей аналогичные системы называют «трэкшен контрол»), ASC, ETS подобные устройства установлены на авто различных производителей. Так, аббревиатуру, обозначающую антипробуксовочную систему TRC, концерн TOYOTA «расшифровывает» как TRaction Control.

Но система ESP – электронная система стабилизации курсовой устойчивости автомобиля – является объединяющей для устройств подобного рода, то есть, помимо ASR, в неё могут включаться:

  • ABS. Антиблокировочная система – предотвращает блокировку колёс при торможении;
  • EBV. Электронный распределитель тормозных сил. Проще говоря – «продвинутый» вариант прежнего «колдуна».
  • MSR. Управляет крутящим моментом мотора. Система нужна для предотвращения блокировки колёс при резком торможении двигателем.

Кроме этих систем, ESP может оснащаться гидравлическим добавочным усилителем тормозов, электронной блокировкой дифференциала, системой помощи в рулевом управлении. К сожалению, оснащение авто любым из элементов системы ESP влияет как на изначальную стоимость машины, так и увеличивает расходы, связанные с её содержанием.

С каждым годом растёт количество и качество активных систем безопасности устанавливаемых в новые автомобили. Одной из них является антипробуксовочная система ASR. Из названия становится понятным, что эта конструкция призвана не допустить пробуксовки колёс вашего авто. О том из чего состоит антипробуксовочная система и как она действует, мы и поговорим.

Применение

До появления электронной системы функцию антипробуксовочного агрегата выполнял механический дифференциал повышенного трения. Стоит отметить, что он обладает прекрасными качествами, эффективно функционирующими в условиях российского бездорожья. Незамысловатое устройство при необходимости выравнивало крутящий момент передних колёс. В такие неловкие ситуации машина могла попасть тогда, когда одно из колёс теряло сцепление с дорожным покрытием.

Не обошлось в этом деле без прозорливых американцев, которые стали первооткрывателями современной антипробуксовочной системы, которая имеет название MaxTrac. Это изобретение принадлежит инженерам компании Buick, благодаря которым автомобили этого концерна оснащались новинкой с 1971 года. Автоматика настраивалась таким образом, что могла отслеживать реальное положение колёс, и при возникновении проскальзывания автомобиль самостоятельно снижал обороты силового агрегата, предотвращая неприятную ситуацию.

Первая европейская антипробуксовочная система появилась в далёком 1987 году, первой машиной, которой она была оснащена, является Mercedes-Benz. Инновацию разработали и внедрили сотрудники компании Bosch. Первый прототип разработанной электронной системы имел слишком сложную структуру и необъятные размеры (в составе были гидроагрегат, нагнетающий насос и гидроаккумулятор). Установить такое громоздкое сооружение можно было лишь на те авто, которые оснащались 8-цилиндровыми силовыми агрегатами.

Новейшая электронная система ASR 5 появилась всего 20 лет назад. Главными её преимуществами стали простота монтажа, лёгкость в управлении и относительная дешевизна. Обеспечить такое удалось за счёт расположения всех гидравлических комплектующих в одном-единственном корпусе, который называется гидроагрегатом. Дополнительным элементом, обеспечивающим тормозное усилие, является возвратный насос, обладающий высокой мощностью.

В Канаде, США и странах Европейского союза с 2011 года система курсовой устойчивости обязательно устанавливается на все легковые автомобили. Отметим, что названия системы различаются в зависимости от производителя. Аббревиатура ESC применяется на автомобилях Kia, Hyundai, Honda; ESP (Electronic Stability Programme) – на многих машинах Европы и США; VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota; система DSC (Dynamic Stability Control) на машинах Land Rover, BMW, Jaguar.

Система динамической стабилизации – это отличный помощник на дороге, особенно для неопытных водителей. Не стоит забывать, что возможности электроники также не безграничны. Система во многих случаях существенно снижает вероятность аварии, однако водителю никогда не стоит терять бдительность.

Что такое система курсовой устойчивости (динамической стабилизации)

– ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE) — на автомобилях BMW и Mitsubishi;- AdvanceTrac — на автомобилях Lincoln иMercury;- CST (Controllo Stabilita ) — на автомобилях Ferrari;- DSC (Dynamic Stability Control) — на автомобилях BMW, Ford (только в Австралии), Jaguar, Land Rover, Mazda и MINI;

– DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) — на автомобилях Volvo;- ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Chevrolet, Hyundai, Kia, SKODA, а также на многих отечественных моделях LADA;- ESP (Elektronisches Stabilitatsprogramm) — наиболее распространенная и старая система, именно эту аббревиатуру чаще всего используют для обозначения систем курсовой устойчивости.

На сегодняшний день используется на автомобилях Chery, Chrysler, Citroen, Dodge, Daimler, Fiat, Holden, Hyundai, Jeep, Kia, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Proton, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki и Vauxhall;- ESP (Elektronic Stability Program) — на автомобилях Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, SEAT, SKODA и Volkswagen;

– IVD (Interactive Vehicle Dynamics) — на автомобилях Ford;- MSP (Maserati Stability Program) — на автомобилях Maserati;- PCS (Precision Control System) — на автомобилях Oldsmobile (не выпускаются после 2004 года);- PSM (Porsche Stability Management) — на автомобилях Porsche;- RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control) — на автомобилях Ford;

– StabiliTrak — на автомобилях: Buick, Cadillac, Chevrolet (данная система, устанавливаемая на автомобили Corvette, имеет собственное название Active Handling), GMC Truck, Hummer, Pontiac, Saab и Saturn;- VDC (Vehicle Dynamic Control) — на автомобилях: Alfa Romeo, Fiat, Infiniti, Nissan и Subaru;- VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) с VSC (Vehicle Stability Control) — на Toyota, Lexus;- VSA (Vehicle Stability Assist) — на автомобилях: Acura, Honda и Hyundai.

На сегодняшний день лидирующие позиции на мировом рынке систем курсовой устойчивости занимает немецкая компания Bosch — этими системами оснащается большинство автомобилей в Северной Америке и странах ЕС.

Еще в этом разделе

В зависимости от производителя различают следующие названия системы курсовой устойчивости:ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;

Устройство и принцип действия системы курсовой устойчивости рассмотрены на примере самой распространенной системы ESP, которая выпускается с 1995 года.Устройство системы курсовой устойчивостиСистема курсовой устойчивости является системой активной безопасности более высокого уровня и включает антиблокировочную систему тормозов (ABS), систему распределения тормозных усилий (EBD), электронную блокировку дифференциала (EDS), антипробуксовочную систему (ASR).

Система курсовой устойчивости объединяет входные датчики, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.Используются в оценке действий водителя датчики угла поворота рулевого колеса, давления в тормозной системе, выключатель стоп-сигнала.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:впускные и выпускные клапаны системы ABS;переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с системой управления двигателем и автоматической коробки передач (через соответствующие блоки). Помимо приема сигналов от этих систем блок управления формирует управляющие воздействия на элементы системы управления двигателем и АКПП.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Принцип работы системы курсовой устойчивостиОпределение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:подтормаживанием определенных колес;изменением крутящего момента двигателяизменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .

Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.

Изменение крутящего момента двигателя в системе ESP может осуществляться несколькими путями:изменением положения дроссельной заслонки;пропуском впрыска топлива;пропуском импульсов зажигания;изменением угла опережения зажигания;отменой переключения передачи в АКПП;перераспределением крутящего момента между осями (при наличии полного привода).

Система, объединяющая систему курсовой устойчивости, рулевое управление и подвеску носит название интегрированной системы управления динамикой автомобиля.

Дополнительные функции системы курсовой устойчивостиВ конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и и др.Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации — путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support, другое наименование — Over Boost) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

Схема системы курсовой устойчивости ESP (рис. в низу)

Если коротко сформулировать предназначение ESC, то можно сказать, что основная задача состоит в том, чтобы автомобиль двигался именно в том направлении, в которое повернут руль. То есть она позволяет удерживать машину в пределах той траектории, которую задает водитель. Соответственно, если ваше авто ею оснащено, возникнет меньше ситуаций, в которых машина может уйти в занос, перевернуться, не вписаться в крутой поворот.

Стоит сказать, что название никак не отображается на функционале. Кроме того, электронный контроль устойчивости подтвердил свою высокую эффективность, благодаря чему и стал обязательным элементом системы безопасности.

Много имён – одна сущность

Название ASR является наиболее часто употребляемым, однако существует ещё несколько имён, которые используют разные производители. Ниже представлена краткая таблица, для того что бы вы ни терялись слыша незнакомое сокращение, понимая что это лишь ещё одно название.

Название антипробуксовочной системы Марка машин, в которых используется
ASR Audi, Volkswagen и прочие
ASC, DTC BMW
A-TRAC, TRC Toyota
DSA Opel
ETC Range Rover
ETC Mercedes
STC Volvo
TSC Honda

Устройство и основные компоненты

Система курсовой устойчивости – это совокупность более простых систем: ABS (предотвращает блокировку тормозов), EBD (распределяет тормозные усилия), EDS (блокирует дифференциал с помощью электроники), TCS (предотвращает пробуксовку колес).

Компоненты системы курсовой устойчивости: 1 – гидравлический блок с ЭБУ; 2 – датчики частоты вращения колес; 3 ­– датчик угла поворота рулевого колеса; 4 – датчик линейных и угловых ускорений; 5 – электронный блок управления двигателем

Система динамической стабилизации включает в себя набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительное устройство – гидравлический блок.

Датчики отслеживают определенные параметры движения автомобиля и передают их в блок управления. С помощью датчиков ESC оценивает действия человека за рулем, а также параметры движения машины.

Для оценки действий человека за рулем система курсовой устойчивости использует датчики давления в тормозной системе и угла поворота рулевого колеса, а также выключатель стоп-сигнала. Параметры движения автомобиля отслеживают датчики давления в тормозной системе, частоты вращения колес, угловой скорости машины, продольного и поперечного ускорения.

На основании данных, полученных от датчиков, блок управления генерирует управляющие сигналы для исполнительных устройств систем, входящих в состав ESC. Команды от ЭБУ получают:

  • впускные и выпускные клапаны антиблокировочной системы;
  • клапаны высокого давления и переключающие клапаны антипробуксовочной системы;
  • контрольные лампы ABS, ESP и тормозной системы.

При работе ЭБУ взаимодействует с блоком управления автоматической коробки передач, а также с блоком управления двигателем. Блок управления не только принимает сигналы от данных систем, но и формирует для их элементов управляющие воздействия.

Система динамической стабилизации охватывает возможности более простых систем, таких как ABS, TCS, EBD, и EDS. Чтоб лучше разобраться нужно воспользоваться электрической схемой.

Если рассматривать по отдельности, то ABS (антиблокировочная тормозная система) предназначена для предотвращения блокировки тормозной системы. Благодаря ей даже у самого неопытного водителя останется возможность управлять машиной. Даже если водитель начал экстренное торможение, если к примеру неожиданно появилось препятствие на дороге, в таком случае, водитель инстинктивно нажмёт на педаль тормоза, машина при этом не уйдет в занос. Если в автомобиле не предусмотрена система ABS следует практиковать прерывистое торможение.

Схема ESP и ESC

ABS контролирует вращение всех колес, сохраняя требуемое сцепление с дорожным покрытием или асфальтом, когда это требуется.

TCS (система контроля тяги) — предназначена для предотвращения пробуксовки колес машины. TCS работает следующим образом: электронные датчики, контролируют и регистрируют положение колес. Также, контролю подвергается угловая скорость и проскальзывание колес, вернее их степень. Если зафиксирована потеря сцепления с асфальтом или другим дорожным покрытием, или обнаружена пробуксовка, TCS максимально быстро устраняет этот факт.

EBD (электронная система распределения тормозных усилий) — распределяет тормозные усилия в момент торможения. EBD отличается от ABS тем, что способна помогать водителю в постоянном управление автомобилем, не только в моменте резкого, экстренного торможения.

Основными задачами EBD являются: снизить риски и вероятности заноса при непредвиденном торможении, сохранить курсовую устойчивость используя боковые силы, и определить степень проскальзывания колес машины.

EDS (электронная блокировка дифференциала) — предназначена для блокировки дифференциалов при участии электронных датчиков и предотвращает пробуксовку колёс автомобиля. EDS работает в скоростном диапазоне до 80 км/ч. В случае если EDS зафиксировала проскальзывание одного из колес, то происходит притормаживание скользящего колеса. На подтормаживающем колесе увеличивается крутящий момент. Из-за того, что колеса соединены дифференциалом, крутящий момент передаётся на соседнее.

Так можно наверное догадаться EDS построена на базе ABS. Отличие в том, что в EDS есть возможность создания давления в тормозной системе. Создаётся давление самостоятельно.

В систему ESP и ESC также входят следующие компоненты:

  • чувствительные сенсоры;
  • блок управления;
  • гидроблок.

Входные сенсоры фиксируют различные конкретные параметры автомобиля и «конвертируют» их в электрические сигналы. С помощью сенсоров система динамической стабилизации следит за водителем, оценивает его действия и факторы, параметры при движении автомобиля. Основываясь на них компьютерная система и решает, как поступать в определённых условий!

При оценке действий водителя используются сенсоры угла поворота рулевого колёса, давления в тормозном механизме, выключатель стоп-сигнала. Сенсоры частоты вращения колёс, продольного и поперечного ускорения, скорости поворота автомобиля, давления в тормозной системе оценивают фактические параметры движения.

«Мозги» ESP принимают сигналы от сенсоров и формируют управляющие воздействия на исполнительные механизмы подконтрольных систем активной безопасности, таких как впускные и выпускные клапаны системы ABS, переключающие и клапаны высокого давления системы ASR, системные контрольные лампы ESP, системы ABS и тормозной системы.

Блок управления ESP в своей работе взаимодействует с такими системами, как система управления двигателем и АКПП, через соответствующие блоки. Кроме приема сигналов от данных систем в блоке управления формируется управляющие воздействия на исполняющие механизмы управления двигателем и АКПП.

Система динамической стабилизации – для своей работы использует гидравлический блок систем ABS и ASR со всеми их ингредиентами.

– Антиблокировочная система тормозов (ABS);- Электронная блокировка дифференциала (EDS);- Система распределения тормозных усилий (EBD);- Антипробуксовочная система (ASR);- Система управления двигателем.

У системы курсовой устойчивости мало собственных компонентов, так как она активно использует компоненты указанных выше систем. Таким образом, ESP значительно расширяет функции других систем, использует их потенциал и значительно снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций.

– Входные датчики;- Электронный блок управления (контроллер);- Исполнительное устройство.

– Датчик угла поворота руля;- Датчик скорости вращения колес (используются датчики, входящие в состав антиблокировочной системы);- Датчик давления в тормозной системе;- Датчики продольного и поперечного ускорения (G-сенсоры, датчики перегрузок).

Кроме того, контроллер системы получает информацию с блоков управления двигателем и коробки передач (только в случае автоматической или роботизированной трансмиссии).

Электронный блок управления (контроллер). Информация со всех датчиков поступает в электронный блок управления, который создает текущую картину движения автомобиля. Также в контроллере заложены программы, в которых прописаны безаварийные параметры движения автомобиля. Именно на сравнении «теоретических» параметров (заложенных в программе) и фактических (получаемых на основе информации с датчиков) и поострена работа системы курсовой устойчивости.

– Гидромодуляторы системы ABS (с их помощью осуществляется торможение колес);- Клапаны (высокого давления и переключающие) антипробуксовочной системы;- Сигнальные лампы тормозной системы и системы ABS, также на приборной панели часто присутствуют собственные сигнальные лампы системы курсовой устойчивости.

Именно тот факт, что система ESP широко использует компоненты других систем, и позволяет устанавливать ее на автомобили с минимальными затратами, поэтому цена безопасности оказывается невысокой.

Отключение системы ESC

Если система динамической стабилизации «мешает» водителю при управлении автомобилем, то ее можно отключить. Обычно для этих целей есть специальная кнопка на приборной панели. ESC рекомендуется отключать в следующих случаях:

  • при использовании малого запасного колеса (докатки);
  • при использовании колес разного диаметра;
  • при езде по траве, неоднородному льду, бездорожью, песку;
  • при езде с цепями противоскольжения;
  • во время раскачки автомобиля, которая застряла в снегу/грязи;
  • при испытании машины на динамическом стенде.

Как отключить антипробуксировочную систему

Однако иногда все же случаются ситуации, когда отключение антипробуксовочной системы вполне оправдано. Многие водители задаются вопросом – как это сделать? Вопреки расхожим мнениям для этого не надо лезть внутрь механизмов.

Отключение противобуксовочной системы на время производится с помощью программного обеспечения, обеспечивающего управление автомобилем. Для этого надо просто выбрать нужный пункт меню. А затем, когда потребность в механизме снова появится, точно также через меню систему надо будет включить.

Таким образом, отключение противобуксира не угрожает целостности и безопасности систем автомобиля, предусматривается в варианте «из коробки» и не требует специальных знаний. Что, несомненно, является отличной новостью для любого автовладельца.

Назначение ESP и ESC

Устройство

Еще одно из названий ESC — электронный контроль устойчивости (ЭКУ).

В принципе, другие ассистенты входят в ее состав:

  • антиблокировка тормозов;
  • распределение тормозных усилий;
  • антипробуксовка;
  • блокировка дифференциала.

Многочисленные датчики регистрируют характеристики передвижения транспортного средства и работу различных его агрегатов: давление тормозной жидкости, угол поворота руля, положение коленчатого вала; плюс к этому: угловая скорость, скорость вращения колес, ускорение и так далее.

Вся эта информация подается на электронный блок управления, где сопоставляется и анализируется по сложным алгоритмам и программам. На этой основе ЭБУ анализирует, насколько автомобиль в каждый конкретный момент времени отклоняется от заданного курса. Если такое отклонение зафиксировано, подаются импульсы на гидравлический блок, а от него на клапаны ABS или антипробуксовочной системы.

При необходимости ESC подключает и другие агрегаты: инжектор, трансмиссию, подвеску. Благодаря такому подходу автомобиль следует по расчетной траектории. Понятно, что и водитель чувствует себя за рулем более спокойно.

Принцип действия

При анализе текущий ситуации блок управления системы ЭКУ сравнивает то, к каким действиям прибегает водитель и как на это реагирует авто. Например, если автомобилист поворачивает руль под определенным углом, чтобы вписаться в поворот, а автомобиль описывает более широкую дугу, выезжая на встречную полосу, предпринимаются различные действия:

  • некоторые из колес подтормаживаются;
  • увеличивается или уменьшается крутящий момент;
  • изменяется угол поворота колес.

Все это происходит благодаря передаче сигналов на различные системы автомобиля. Так, если ваше авто оснащено адаптивной подвеской, уменьшение крена или избежание заноса на повороте может быть достигнуто за счет изменения жесткости амортизаторов.

Подтормаживание происходит за счет передачи импульсов на гидроклапаны, связанные с главным тормозным цилиндром, соответственно давление в системе то повышается, то понижается в зависимости от дорожной ситуации. Также скорость снижается из-за того, что система управления двигателем уменьшает крутящий момент или изменяет угол открывания дроссельной заслонки.

Есть у ЭКУ и другие полезные функции:

  • предотвращает переворачивание;
  • предотвращает столкновения с другими машинами или неподвижными объектами;
  • повышает эффективность работы тормозов;
  • стабилизация автопоезда.

Обобщённо систему динамической стабилизации называют — ESP (Electronic Stability Program). Вместе с тем, ESP ещё означает и система курсовой стабилизации ESC (Electronic Stability Control). У различных производителей автомобилей ESP может называться по-разному. Но суть от этого не меняется.

Устройство ESP и ESC

Система ESP предназначена для:

  1. Предотвращения пробуксовки колес;
  2. Предотвращение заносчивость авто. На скользкой дороге автомобили с задним приводом склонны к заносам. ESP минимизирует заносчивость задней оси, отслеживать на сколько был повернут руль, и на сколько сильно была нажата педаль газа. Так она не даст водителю «пере газовать» в момент поворота;
  3. Отслеживание, чтобы автомобиль двигался в том направлении, в котором повернут руль машины.

Плюсы и минусы ESP и ESC

Как и любая система направленная на улучшение чего-то, система курсовой устойчивости имеет свои преимущества и недостатки.

Основными плюсами являются:

  1. Даёт возможность сохранить устойчивость авто и двигаться в пределах, рамках заданной траектории;
  2. Сохранение управляемость автомобиля при плохих погодных условиях и предотвращение опрокидывания машины;
  3. Предотвращение столкновения автомобиля;
  4. Большая управляемость, манёвренность и податливость авто на дороге и стабилизация автопоезда;
  5. Создаёт третье контролируемое водителем измерение.

Система предотвращает достаточное количество заносов, что является основным фактором для серьёзных аварий и ДТП с летальным исходом или непоправимым вредом здоровью.

К минусам можно отнести:

  1. Систему можно выключить, чем пользуются водители-экстремалы.
  2. Система может показать крайне низкую эффективность на высоких скоростях и при маленьких радиусах поворота.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть