ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

Что относится к дороге

Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:

  • тротуары;
  • обочины;
  • проезжая часть;
  • трамвайные пути;
  • разделительные полосы.

Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части – колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:- автомагистраль,- скоростная дорога,- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

3.1.1 К классу “автомагистраль” относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу “скоростная дорога” относят автомобильные дороги:- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу “дороги обычного типа” относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам “автомагистраль” и “скоростная дорога”:- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V – 50 м друг от друга.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.Таблица 1 – Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дороги

Катего- рия автомо- бильной дороги

Общее количество полос движения

Ширина полосы движе- ния,
м

Центральная раздели- тельная полоса

Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками

Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями

Доступ
на дорогу
с примыкания в одном уровне

Автомагистраль

IA

4 и более

3,75

Обязательна

В разных уровнях

Не допускается

Скоростная дорога

4 и более

3,75

Допускается без пересечения прямого направления

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

IB

4 и более

3,75

Обязательна

Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием

В разных уровнях

II

4

3,5

Допускается отсутствие

Допускается

2 или 3

3,75

Не требуется

Допускаются пересечения в одном уровне

III

2

3,5

IV

2

3,0

Допускаются пересечения в одном уровне

V

1

4,5 и более

Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.


На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, “отнесенных” левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

УДК 625.711.3.001.33:006.354

ОКС 93.080

Т52

ОКП 48 0000

Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2006

Транспортная «артерия»

Проезжая часть — полоса на поверхности земли с твердым или грунтовым покрытием, сооруженная для проезда 2-х, 3-х и 4-х колесного транспорта. Ширина проезжей части дороги по ГОСТу зависит от ее загруженности (количества полос). А также от состава транспортного потока и от планируемой скорости передвижения по ней.

Полоса движения – это лента дорожного покрытия вдоль проезжей части, ширина которой вынуждает автомобили выстраиваться в ряд друг за другом. Полосы движения на дороге обычно разграничиваются разметкой или об их типе и количестве информируют дорожные знаки.

Категории дорог

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

Дороги принято делить на категории по их техническим характеристикам.

Класс дороги Категория Суммарное количество полос Ширина полосы, м Ширина проезжей части, м Скорость легкового автомобиля, км/ч Интенсивность транспортных потоков, ед./ч
Автомагистраль I 4; 6; 8 3,75 2×7,5; 2×11,25; 2×15 110-130 {amp}gt;2400
Скоростная I 3,75 110
I 3,75
4 3,5 2×7,5
II 2 или 3 3,75 7,5; 11,25 1600-2400
III 2 3,5 7 800-1600
Обычная IV 2 3,0 6 60—в, 90—вне НП {amp}lt;800
V 1 ≥4,5 4,5

Как видно из таблицы, ширина проезжей части по категориям дорог отличается в связи с разным количеством и размером составляющих ее полос. Ширина полосы движения сформирована из расчета габаритов транспортных средств, преимущественно передвигающихся по данной автодороге. И также бокового интервала между машинами, который не должен быть меньше 0,5 м.

В некоторых местах могут встречаться уширения для разгона и торможения. Но деление на полосы не зависит от них. Неопытные водители иногда воспринимают ширину проезжей части как признак приоритетности дороги там, где отсутствуют соответственные дорожные знаки. Это мнение неверно. Такие дороги равнозначны даже при больших отличиях в размерах.

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:- количества и ширины полос движения;- наличия центральной разделительной полосы;- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

Туда полоса, сюда полоса

Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.

Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.

4 Обозначения и сокращения

nb

– общая ширина проезжей части или ширина проезжей части для движения одного направления;

n

– количество полос движения;

П

– полоса безопасности (предохранительная полоса);

b

– ширина каждой полосы движения;

С

– ширина разделительной полосы;

ЗП

– защитная полоса, ширину которой, как правило, следует принимать равной 0,5 м, для деревянных мостов с ездой понизу – 0,25 м;

Г

– габарит по ширине для мостовых сооружений;

Т

– ширина тротуаров устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил;

h

– габарит по высоте для мостовых сооружений;

а

– высота ограждений проездов устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил;

– габарит по высоте на тротуарах устанавливается не менее 2,5 м.

В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:b – ширина полосы движения, м;s – ширина дорожных ограждений, м;n – число полос движения, ед;Б – бровка земляного полотна: – ширина земляного полотна автомобильной дороги, м;Г – габарит приближения автомобильной дороги по ширине, м;

К – кромка проезжей части;Н – габарит приближения автомобильной дороги по высоте, м;ПЧ – ширина проезжей части, м;РП – разделительная полоса, м;РУ – расстояние установки технических средств организации дорожного движения, м;С – ширина разделительной полосы, которая равна расстоянию между ближними кромками проезжих частей разного направления движения, м;ТСОДД – технические средства организации дорожного движения;ШО – ширина обочины, м.

Размеры и виды полос

Перемещаясь по двухполосной дороге с двусторонним движением, водитель, идущий на скорости сравнительно маленькой по отношению к потоку, обязан способствовать обгоняющему его транспорту совершить маневр как можно быстрее. Это необходимо, чтобы обеспечить ему место впереди себя.

Минимальная ширина полосы проезжей части — 2,75 м. Она допустима во время проведения ремонтно-строительных работ с выставлением дополнительных знаков. Также она возможна в случаях уже существующей неудачной застройки жилой зоны или на коротких участках реконструированных дорог с установкой ограничительных знаков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Сверху ширина полосы не лимитируется. Хотя существует целое течение сторонников сужения полос движения до европейских стандартов, обосновывающих свою позицию тем, что на узких полосах водитель не теряет концентрации внимания. Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.

Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.

Небольшой анализ устройства дорог, проведенный в этой статье, показывает, что работники дорожно-патрульных служб, безусловно, выдающие в этом вопросе свои рекомендации, делают если не все, то многое для безопасности движения. Поэтому в общении с гашниками, нужно не предвзято стараться понять, что сделано не так, и проявить уважение к их даже физически весьма нелегкой работе. Ведь они охраняют жизни граждан не меньше, чем милиция.

4 Габариты приближения конструкций

Разделительная полоса

4.1 Габариты приближения конструкций мостовых сооружений, проектируемых для строительства и реконструкции, должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск транспортных средств по сооружению и под ним.

4.2 Схемы габаритов приближения конструкций на мостах автомобильных дорог общего пользования приведены на рисунке 1, при этом левая половина каждой схемы относится к случаю примыкания тротуаров к ограждениям, правая – к случаю отдельного размещения тротуаров.Схемы габаритов приближения конструкций под путепроводами приведены на рисунке 2.

4.3 Габарит по высоте для мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования h, м, принимается в соответствии с требованиями национальных норм и правил.Габариты по ширине для мостовых сооружений Г, м, должны соответствовать требованиям таблицы 1.Примечание – В случае реконструкции габарит по высоте устанавливается в соответствии с требованиями национальных строительных норм и правил.

4.4 Габарит по высоте должен обеспечиваться в течение всего периода эксплуатации мостового сооружения без изменения отметки проезжей части при укладке новых слоев дорожных покрытий взамен изношенных.

а) при отсутствии разделительной полосы;

б) с разделительной полосой;

в) с разделительной полосой при наличии ограждения;

Дорожные знаки.

г) при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения

Рисунок 1 – Схемы габаритов приближения конструкций мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования

Размеры в метрах

Условные обозначения: К – кромка проезжей части; Б – бровка земляного полотна определяется конструкцией ограждающих устройств

I – при наличии опор на разделительной полосе и ограждений на дорогах;

Полоса общественного транспорта.

а) дороги I-III категории;

б) дороги IV, V категорий и ниже.

Рисунок 2 – Схемы габаритов приближения конструкций под путепроводами

Таблица 1 – Габариты мостовых сооружений по ширине

Категория дороги

Число полос движения,

Формула расчета габарита по ширине, м

Ширина, м

полосы движения, *

полосы безопасности *

IA,

8

3,75

2-2,5

6

3,75

2-2,5

4

3,75

2-2,5

IБ, IB

6

3,5-3,75

2

4

II

4

3,5

2

II

2

3,75

2

III

2

Г – 10

3,5-3,75

1,5-2

IV

2

Г – 8;

Г – 7 для деревянных мостов

3,0

1

V и ниже

n**

Г – 6,5;

Г – 6 для деревянных мостов

4,5 при 1; 2,75 при 2

1 при 1;

0,5 при 2

1

Г – 4,5

3,5

0,5

* Параметры b, П назначаются в соответствии с требованиями национальных норм и правил.

** Число полос движения для дорог V категории и ниже устанавливается в соответствии с требованиями национальных норм и правил.

Примечание – В графе “Формула расчета габарита по ширине”: 1 строка – над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой – при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения; 2 строка – над чертой указаны габариты при наличии разделительной полосы, под чертой – при отсутствии разделительной полосы.

4.5 Ширина проезжей части. Полоса безопасности

4.5.1 Повышенные требования к мостовым сооружениям устанавливаются в задании на проектирование мостового сооружения. Так если расчетными являются сельскохозяйственные машины, имеющие габариты, превышающие указанные в таблице 1, то габариты мостовых сооружений по ширине в этом регионе следует предусматривать увеличенными в зависимости от дорожного просвета (возвышения над дорожной одеждой) частей, выступающих за наружную поверхность шин колес или гусениц машины.

В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей менее 0,35 м (для деревянных мостов – менее 0,30 м), габарит моста по ширине следует предусматривать на 1 м шире габарита машины в транспортном положении.В случаях, когда дорожный просвет выступающих частей 0,35 м и более (для деревянных мостов – 0,30 м и более), габарит мостовых сооружений по ширине следует предусматривать на 1,5 м шире расстояния между наружными поверхностями шин колес или гусениц сельскохозяйственной машины.

4.5.2 Полосы безопасности меньшей величины, чем указано в таблице 1, при соответствующем обосновании, допускается принимать для мостовых сооружений длиной свыше 100 м на автомобильных дорогах IA, IБ, IB, II и III категорий и длиной свыше 50 м – на дорогах IV категории при условии:- расположения мостовых сооружений на расстоянии более 100 км от городов с населением 500 тысяч человек и выше и более 50 км от других городов, и снижении расчетной интенсивности движения транспортных средств в 2 раза и более по сравнению с пригородными участками;

– расположения мостовых сооружений на участках дорог с уменьшенной шириной обочины;- на мостовых сооружениях при ширине разделительной полосы на подходах менее 5,0 м и расположении на ней ограждения (с уменьшением ширины полосы безопасности слева по ходу движения);- реконструкции мостовых сооружений;

4.5.3 При назначении полос безопасности шириной меньшей, чем указано в таблице 1, следует предусматривать установку дорожных знаков, регулирующих режим движения транспортных средств.

4.5.4 При расположении мостов на кривых в плане проезжая часть должна быть уширена в зависимости от категории дорог в соответствии с требованиями нормативных документов государств – членов Содружества Независимых Государств по проектированию автомобильных дорог.

4.5.5 Ширину разделительной полосы С, м, следует устанавливать равной ширине разделительной полосы на подходах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

4.5.6 На дорогах II категории с 4-х полосным движением допускается наличие разделительной полосы, в соответствии с требованиями национальных норм и правил.

УДК 625.73:624.21

МКС 93.040

Ключевые слова: мостовое сооружение, путепровод, габарит приближения конструкций, дороги автомобильные общего пользования

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2016

Предисловие

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены”Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением “Российский дорожный научно-исследовательский институт” (ФГБУ “РОСДОРНИИ”), Министерства транспорта Российской Федерации, Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 “Дорожное хозяйство”

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1203-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32959-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом “Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт” (Технический комитет по стандартизации ТК 42 “Автомобильные дороги”)

2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 1008-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33475-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

Приложение А (справочное). Параметры геометрических элементов поперечного профиля автомобильных дорог и минимальные расстояния установки ТСОДД

Безопасность на дороге

Приложение А(справочное)

Таблица А.1 – Параметры геометрических элементов поперечного профиля

В метрах

Категория дорог

b

ШО

С

без ограждений

с ограждениями

IA

3,75

3,75

6,00

2,00 s

3,50*; 3,75

3,0*; 3,75

5,00*; 6,00

2,00 s

IB

3,50*; 3,75

3,0*; 3,75

5,00

2,00 s

II

3,5; 3,75

3,0; 3,75

5,00**

2,00 s**

III

3,25; 3,50

2,0; 2,5

IV

3,0; 3,25

1,5; 2,0

V

2,75*; 4,5

1,0; 1,75

VIa*

4,5

1,0

VIб*

3,0

0,75

* Параметры приняты в Республике Беларусь.

** Параметры приняты в Российской Федерации для категории дороги II (4 полосы движения).

Таблица А.2 – Минимальные расстояния установки ТСОДД

В метрах

Наименование ТСОДД

Минимальные расстояния от ближнего края ТСОДД до кромки проезжей части, установленного на

РП шириной

обочине в стесненных условиях

5,0; 6,0

менее 5

Дорожные знаки

2,0

1,0

1,0

Дорожные ограждения

1,0

1,0

Светофоры

0,5

Направляющие устройства

1,0

Примечание – Предельные допуски линейных размеров, приведенные в таблицах А.1 и А.2, не должны превышать 1%.

3.1 Геометрические элементы должны обеспечивать пространственную плавность и зрительную ясность автомобильной дороги, гармоничное ее сочетание с окружающим ландшафтом местности, для чего:- в углы поворота трассы необходимо вписывать кривые постоянной или переменной кривизны, как самостоятельные элементы плана или в сопряжении друг с другом;

– переломы продольного профиля при разработке проектной документации на строительство новых автомобильных дорог I-III категории, а также на реконструкцию автомобильных дорог категории IA и IБ следует сопрягать вертикальными кривыми постоянной или переменной кривизны независимо от алгебраической разности уклонов сопрягаемых участков (требования к сопряжению переломов продольного профиля в проектной документации на строительство автомобильных дорог IV-V категории и реконструкцию дорог категории IB и II-V, а также капитальный ремонт автомобильных дорог независимо от их категории устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах);

а) расстояние видимости поверхности дороги – не менее 450 м;

Дорожное движение

б) расстояние видимости встречного автомобиля на обычных дорогах – не менее 750 м;

в) радиус кривой в плане – не менее 3000 м;

1) на выпуклых переломах продольного профиля – не менее 70000 м,

2) на вогнутых переломах продольного профиля – не менее 8000 м;

1) выпуклого – не менее 300 м,

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2) вогнутого – не менее 100 м;

е) продольный уклон – не более 30‰.

3.3 В случаях, когда по условиям местности или иным объективным обстоятельствам выполнение требований п.3.2 с технической, экономической, экологической или иной точки зрения признается нецелесообразным, допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.

3.4 Значения расчетных скоростей движения для назначения допустимых параметров геометрических элементов автомобильных дорог I категории с учетом сложности рельефа местности устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах, разрабатываемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта.

Таблица 1 – Расчетные скорости движения

Категория дороги

Расчетные скорости движения, км/ч

основные

допускаемые на трудных участках

пересеченной местности

горной местности

II

120

100

60

III

100

80

50

IV

80

60

40

V

60

40

30

3.5 Допустимые параметры геометрических элементов автомобильной дороги, предназначенные для использования при обстоятельствах, изложенных в 3.3, приведены для различных значений расчетной скорости движения в таблице 2.В национальных стандартах и иных нормативных актах, разрабатываемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, могут быть предусмотрены требования к допустимым параметрам геометрических элементов автомобильных дорог для других значений расчетных скоростей движения.

Таблица 2 – Допустимые параметры геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог

Расчетная скорость движения, км/час

Наибольшие продольные уклоны, ‰

Наименьшие расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

для оста-
новки

встречного автомо-
биля

в плане

в продольном профиле

основ-
ные

в горной местности

выпуклых

вогнутых

основные

в горной местности

150

30

300

1200

1000

30000

8000

4000

120

40

250

450

800

600

15000

5000

2500

100

50

200

350

600

400

10000

3000

1500

80

60

150

250

300

250

5000

2000

1000

60

70

85

170

150

125

2500

1500

600

50

80

75

130

100

100

1500

1200

400

40

90

55

110

60

60

1000

1000

300

30

100

45

90

30

30

600

600

200

3.6 В малые углы поворота трассы в плане должны быть вписаны кривые постоянной или переменной кривизны с радиусами не менее приведенных в таблице 3.

Таблица 3 – Наименьшие радиусы кривых в плане при малых углах поворота

Угол поворота трассы, град

1

2

3

4

5

6

7-8

Наименьший радиус кривой, м

30000

20000

10000

6000

5000

3000

2500

3.7 На круговых кривых в плане с радиусами менее 2000 м устраиваются переходные кривые длиной не менее значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4 – Наименьшие значения длин переходных кривых

Радиус круговой кривой, м

30

50

60

80

100

150

200

250

300

400

500

600-1000

1000-2000

Длина переходной кривой, м

30

35

40

45

50

60

70

80

90

100

110

120

100

3.8 На кривых в плане с радиусами 1000 м и менее проезжая часть с внутренней стороны закругления уширяется. Величину полного уширения на закруглениях автомобильных дорог с двумя полосами движения следует принимать в зависимости от радиуса в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5 – Уширение проезжей части автомобильных дорог с двумя полосами движения

Радиусы кривых в плане, м

Величина уширения, м, при наличии в составе движения автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси, м

до 11

от 11 до 13

от 13 до 15

от 15 до 18

1000

0,4

850

0,4

0,4

0,5

650

0,4

0,5

0,5

0,7

575

0,5

0,6

0,6

0,8

425

0,5

0,7

0,7

0,9

325

0,6

0,8

0,9

1,1

225

0,8

1,0

1,0

1,5

140

0,9

1,4

1,5

2,2

95

1,1

1,8

2,0

3,0

80

1,2

2,0

2,3

3,5

70

1,3

2,2

2,5

60

1,4

2,8

3,0

50

1,5

3,0

3,5

40

1,8

3,5

30

2,2

Примечания

1 В случае, когда радиус кривой в плане отличается от приведенного в таблице 4, величину полного уширения проезжей части следует устанавливать по ближайшему меньшему табличному значению радиуса.

2 На дорогах с иным количеством полос движения величина полного уширения проезжей части может быть получена путем умножения табличного значения на коэффициент, равный частному от деления фактического количества полос движения на 2.

3.9 На горных дорогах II-V технических категорий допускается устройство серпантин с соблюдением параметров геометрических элементов, приведенных в таблице 6.Таблица 6 – Параметры геометрических элементов серпантин

Геометрические элементы серпантин

Параметры геометрических элементов серпантин при расчетной скорости движения, км/час

30

20

15

Наименьший радиус кривых в плане, м

30

20

15

Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰

60

Наименьшая длина переходной кривой, м

30

25

20

Уширение проезжей части с двумя полосами движения, м

2,2

3,0

3,5

Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰

30

35

40

а) 400 м на дорогах II и III категорий;

б) 300 м на дорогах IV категории;

в) 200 м на дорогах V категории.

3.11 Величину допустимого продольного уклона в пределах кривых в плане малых радиусов следует снижать в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 7.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Таблица 7 – Уменьшение величины наибольших продольных уклонов на кривых малых радиусов

Радиус кривой в плане, м

50

45

40

35

30

Уменьшение наибольшего продольного уклона, приведенного в таблице 2, ‰, не менее

10

15

20

25

30

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

3.12 Длина участка с продольным уклоном в зависимости от величины уклона и высотных характеристик местности не должна превышать значений, приведенных в таблице 8.

Таблица 8 – Допустимая длина участков с затяжными продольными уклонами

Продольный уклон, ‰

Допустимая длина участка с продольным уклоном, м при высоте над уровнем моря, м

1000

2000

3000

4000

60

2500

2200

1800

1500

70

2200

1900

1600

1300

80

2000

1600

1500

1100

90

1500

1200

1000

3.13 Проезжей части автомобильной дороги следует придавать односкатный или двускатный поперечный профиль с учетом принятой системы отвода поверхностных вод.

3.14 Поперечные уклоны проезжей части автомобильных дорог с усовершенствованным типом дорожных одежд, за исключением участков кривых в плане, где предусмотрено устройство виража, в зависимости от категории дороги, количества полос движения и климатических условий района проектирования следует назначать в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 9.

Категория дороги

Поперечный профиль проезжей части

Полоса движения

Поперечный уклон в различных дорожно-климатических зонах, ‰

I

II и III

IV

V

I

односкатный на каждом направлении движения

Первая и вторая от разделительной полосы

15

20

20

15

Третья и последующие от разделительной полосы

20

25

25

20

двускатный на каждом направлении движения

Первая и вторая от оси проезжей части

15

20

20

15

Третья и последующие от оси проезжей части

20

25

25

20

II-IV

двускатный

каждая

15

20

20

15

3.15 Односкатный поперечный профиль проезжей части (вираж) следует предусматривать на кривых в плане с радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий. При необходимости вираж может быть устроен и на кривых в плане, радиусы которых превышают указанные выше значения.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования, ГОСТ Р от 22 ноября 2005 года №52398-2005

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные документы:ГОСТ 12.1.051 Система стандартов по безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 ВГОСТ 32964 Дороги автомобильные общего пользования.

Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроляГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила примененияГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требованияПримечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.

by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений.

Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Приложение Б (справочное). Габариты приближения автомобильных дорог и расчетные формулы

Приложение Б(справочное)

а – Г для дорог категорий I, II с разделительной полосой; Г=2(ПЧ ШО) С; б – Г для дорог категорий II-IV без разделительной полосы; Г=2(ПЧ ШО)

Рисунок Б.1 – Габариты приближения автомобильных дорог

а – ТСОДД установлены на обочинах дорог категорий I, II; Г=РУ ПЧ С ПЧ РУ, РУ=1 м; б – ТСОДД установлены на обочинах дорог категорий II, III и IV без РП; Г=РУ ПЧ ПЧ РУ, РУ=1 м

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Рисунок Б.2 – Габариты приближения автомобильных дорог различных категорий при установке ТСОДД на левой и правой обочинах

а – Г многополосных автомобильных дорог с РП, ТСОДД установлены на обочине; Г=ШО ПЧ С ПЧ РУ, РУ=1 м; б – Г автомобильных дорог без РП, ТСОДД установлены на обочине; Г=ШО ПЧ ПЧ РУ, РУ=1 м

Рисунок Б.3 – Габариты приближения автомобильных дорог при размещении ТСОДД на правой или левой обочине

Рисунок Б.4 – Габариты приближения многополосных автомобильных дорог при размещении ТСОДД на РП и обочине

Рисунок Б.5 – Габариты приближения многополосных автомобильных дорог при размещении ТСОДД на РП

Рисунок Б.6 – Габариты приближения автомобильных дорог со светофорами

УДК 625.7/.8:006.354

МКС 93.080.01

Ключевые слова: дороги автомобильные общего пользования, габариты приближения, проезжая часть, технические средства организации дорожного движения

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2019

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть