Как проверить компрессию в двигателе без прибора

Как проверить самому

Имея под рукой компрессометр и помощника, замерить компрессию не составит никакого труда.

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
  2. Перекройте поступление топлива в цилиндры. Для карбюраторных – отсоедините шланг, идущий от карбюратора к топливному насосу, для инжекторных – извлеките предохранитель топливного насоса и дайте двигателю поработать, пока не израсходуется топливо из системы.
  3. Отсоедините все высоковольтные провода от свечей.
  4. Выкрутите первую свечу, и вставьте на ее место штуцер компрессометра.
  5. Попросите помощника запустить стартер на несколько секунд, пока стрелка манометра не перестанет двигаться вверх.
  6. Снимите показания манометра и сравните их с нормативными.
  7. Ту же процедуру проведите для всех цилиндров. Сравните показатели компрессии в цилиндрах.

Почему пропала компрессия: симптомы и причины

Возможные признаки пропадания компрессии у автомобиля:

  • двигатель не работает и не заводится при отсутствии давления в одном, в двух или в трех цилиндрах;
  • обороты двигателя произвольно увеличиваются или падают на дизеле или бензине в результате снижения давления в первом, во втором, в третьем, или в четвертом цилиндрах;
  • увеличение расхода топлива после исчезновения компрессии в 1, во 2, в 3, или в 4 цилиндрах на заведенном моторе;
  • стук гидрокомпенсаторов ДВС (исходящий от компенсаторов металический звон), из-за того что внезапно пропадает компрессия;
  • хлопки в работе мотора, если компрессия на бензиновом либо дизельном моторе на свечи равна 0 после кап. ремонта или замены ГРМ;
  • рост давления в системе охлаждения двигателя авто;
  • наличие выхлопных газов, появляющихся под капотом и выходящих из-под соединения с ГБЦ с блоком.

Причинами, по которым может пропасть компресия в машине, являются:

  1. Немеханические повреждения. Неправильное проведение «капиталки» (капремонта мотора) или образование нагара или кокса на поршневых кольцах.
  2. Механические повреждения и износ, в результате чего компрессия может резко исчезать во всех или снижаться в некоторых цилиндрах (на горячую или на холодную).

Проверка при помощи компрессометра

Для замера давления в цилиндрах двигателя необходимо использование специального инструмента — компрессометра. Стоимость такого прибора невысока, поэтому приобрести его может любой автовладелец. Помимо него, понадобится свечной ключ и помощник — на него возлагается важная задача по вращению стартера при помощи ключа зажигания.

  • Машина прогревается до рабочей температуры.
  • Аккуратно выкручиваются все свечи зажигания.
  • Открывается заслонка дросселя, то есть помощник выжимает педаль акселератора до конца, одновременно проворачивая ключ зажигания и приводя тем самым стартер в движение.
  • В колодец свечи зажигания плотно вставляется штекер компрессометра. Запускается стартер и мотор «прокручивается» в течение двух-трёх секунд — этого времени хватит для того, чтобы показания манометра перестали увеличиваться.
  • Стартер останавливается, фиксируются данные замеров. Измеряется компрессия во всех цилиндрах двигателя.
  • Компрессометр перед каждым последующим измерением полностью освобождается от воздуха. При отклонении полученных результатов от нормы показания снимаются ещё раз.

Как проверить компрессию в цилиндрах двигателя?

Как проверить компрессию в двигателе без прибора

Прежде чем самостоятельно осуществлять проверки состояния и измерения показателя компрессии, надо учитывать такие правила:

  1. Двигатель необходимо раскрутить стартерным механизмом до максимально повышенных оборотов, для этого нужно снизить возможность потери энергии. Не допускается проведение замера величины компрессии на холодном моторе. Следует обеспечить наибольшее сопряжение при высоких температурах, максимально приближенных к рабочим.
  2. Перед тем, как измерить давление, нужно заблаговременно отсоединить высоковольтные провода от свечей и выкрутить устройства из цилиндров. Иначе можно столкнуться с проблемой сопротивления вращению.
  3. Следует отключить подачу топлива, чтобы не допустить смазывания масла со стенок цилиндров мотора.
  4. Для качественного раскручивания коленчатого вала водителю нужно максимально зарядить аккумулятор.

Подготовка перед проверкой компрессии в цилиндрах двигателя:

  1. Чтобы провести замер уровня давления потребуется свечной ключ, с помощью которого будут выкручиваться свечи.
  2. Понадобится компрессометр (устройство универсальное и может использоваться как для дизельных, так и для бензиновых моторов).
  3. Прежде чем узнать уровень давления, надо проверить отсутствие в масле следов хладагента, а в антифризе — смазки. В противном случае прокладка ГБЦ пробита и проверять компрессию нет смысла.
Шаги, фото Действия

Выполняется запуск автомобильного двигателя и его прогрев до рабочей температуры

Перед началом диагностики давления компрессометром двигатель полностью выключается
Производится сброс давления в топливной рампе. Это можно сделать путем отключения предохранителя, защищающего электроцепь бензонасоса.

Затем открывается капот и отсоединяются высоковольтные провода, подключенные к свечам, наконечники кабелей отводятся в сторону.

От свечей зажигания отсоединяются провода, затем извлекаются сами свечи. С ними следует обращаться осторожно, так как керамический изолятор свечи может сломаться или выйти из строя.
Наконечник датчика сжатия (компрессометра) помещается в отверстие свечи зажигания первого цилиндра (это отверстие находится ближе всего к приводному ремню). Не следует использовать при этом никаких дополнительных инструментов для затяжки манометра.

Затем один человек должен выжать педаль газа и подождать (не очень долго), чтобы воздух мог свободно попасть в цилиндр. Второму необходимо включить зажигание и прокрутить стартером коленвал мотора. Последний нужно провернуть не менее, чем на два оборота.

Производится считывание показаний давления с манометра, установленного в компрессоре.

Снимать значения компрессии необходимо на каждом цилиндре в описанном порядке, чтобы зафиксировать самый низкий параметр.
Причина неисправности Признаки проблемы Значение давления, МПа
Заслонка открыта Заслонка закрыта
Двигатель в рабочем состоянии Симптомы проблемы отсутствуют 1,0-1,2 0,6-0,8
Трещина или другая неисправность, связанная с перемычкой поршня Из выхлопной трубы идет синий дым, давление в картере увеличенное 0,6-0,8 0,3-0,4
Повреждение или прогар поршня
  • один из цилиндров некорректно работает на невысоких оборотах;
  • из глушителя появился синий дым;
  • повысилось давление в картере мотора.
0,5-0,5 0-0,1
Залегание поршневых колец в так называемых канавках
  • один или несколько цилиндров некорректно работают на невысоких оборотах;
  • из глушителя появился синий дым;
  • повысилось давление в картере мотора.
0,2-0,4 0-0,2
Повреждение или дефект поршня и цилиндра
  • мотор нестабильно работает на небольших оборотах холостого хода;
  • один или несколько цилиндров некорректно работают на невысоких оборотах;
  • из глушителя появился синий дым;
  • повысилось давление в картере мотора.
0,2-0,8 0,1-0,5
Неисправность поршневого клапана Один или несколько цилиндров некорректно работают на невысоких оборотах 0,3-0,7 0-0,2
Прогар или повреждение клапана Один либо несколько цилиндров нестабильно функционируют на невысоких оборотах 0,1-0,4 0
Залегание клапана в открытом или закрытом положении Один или несколько цилиндров некорректно работают на невысоких оборотах 0,4-0,8 0,2-0,4
Поломка или дефект на профиле кулачка распредвала мотора (если мотор оборудован гидротолкателем) Один либо несколько цилиндров нестабильно функционируют на невысоких оборотах 0,7-0,8 0,1-0,3
Закоксовка и образование нагара, износ колпачков и колец Повышенный расход смазочного материала, из глушителя выходит синий дым 1,2-1,5 0,9-1,2
Износ или дефект цилиндро-поршневой группы Повышенный расход смазочного материала, из глушителя выходит синий дым 0,6-0,9 0,4-0,6

Подробнее о том, как правильно делать диагностику давления смазкой:

  1. В цилиндр заливается 15-20 грамм масла, затем диагностика компрессии производится еще раз. Если уровень повысился, это указывает на неисправность поршневых колец.
  2. Снимается клапанная крышка двигателя, выполняется диагностика зазоров клапанных элементов на каждом цилиндре.
  3. Проверяется место соприкосновения головки блока цилиндров с основным модулем. Износ прокладки можно определить по масляным подтекам.
  4. Выполняется диагностика уровня и качества моторного масла с помощью щупа. Если смазочное вещество слишком темное, в нем есть следы продуктов износа или имеется запах гари, можно сделать вывод о повреждении прокладки головки.
  5. Клапанная крышка устанавливается обратно, подключаются свечи и выполняется запуск двигателя. После старта необходимо убедиться в отсутствии воздушных пузырьков в расширительном бачке с антифризом. После пуска мотора следует подложить руку к выхлопной трубе. Если на ладонь попадает антифриз (слегка липкая жидкость), можно сделать вывод о пробое.

Диагностика без использования компрессометра производится так:

  1. Открывается моторный отсек машины, откручиваются свечи зажигания, остается только одна, расположенная в первом цилиндре.
  2. Коленчатый вал прокручивается так, чтобы поршень в цилиндре 1 был в конце такта сжатия.
  3. Для более точного определения положения, в котором находится поршень, необходимо свериться с метками.
  4. Затем необходимо примерно запомнить, с каким усилием прокручивался коленчатый вал от руки.
  5. После этого во второй цилиндр осуществляется установка свечи, а из первого она извлекается, после чего диагностика повторяется. Главная задача состоит в том, чтобы обнаружить проблемный элемент (если после закручивания свечи коленвал прокручивается с наименьшим усилием). Если давление низкое, то усилие, которое необходимо прикладывать, будет небольшим.
Наименование Цена, руб.
Проверка компрессии в двигателе 400-1500
Цена актуальна для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Для организации процедуры потребуется приготовить хорошо заряженный аккумулятор и компрессометр для работы с дизелями (имеет специальные насадки и предел измерений до 60-70 атмосфер). Замер компрессии двигателя производится после его прогрева. Последующие действия:

  • выверните свечу накаливания;
  • вкрутите компрессометр по резьбе в освободившееся отверстие;
  • отключите подачу солярки (снимите штекер питания с электромагнитного клапана);
  • попросите товарища нажать на акселератор (если в дизеле имеется клапан, создающий разрежение, используемое в вакуумном тормозном усилителе и регуляторе) и включить стартер кнопкой «пуск»;
  • запомните (запишите) данные, полученные с помощью прибора;
  • сверьте полученные значения с теми, что рекомендует производитель авто (необходимая информация есть в сервисной книжке).

Значение компрессии в дизеле зависит от марки мотора и находится в диапазоне 28-40 кг/кв. см. Интересна зависимость компрессии в дизеле от возможности его пуска при определенной температуре наружного воздуха. Ниже приведены значения компрессии, когда мотор без проблем заведется:

  • до 28 кг/кв. см: температура воздуха не ниже минус 15 градусов;
  • до 30 кг/кв. см: нормальный пуск при минус 20;
  • до 32 кг/кв. см: мотор заведется при минус 25;
  • до 36 кг/кв. см: пуск можно производить при минус 30;
  • до 40 кг/кв. см: дизель способен завестись при 35 градусах мороза.

Падение компрессии в дизельных двигателях сопровождается появлением синеватого выхлопа из трубы глушителя, что связано с неполным сгоранием топлива из-за малой температуры. Еще одно следствие уменьшения давления в цилиндрах – плохое распыление солярки в камерах, ведущее к падению мощности силового агрегата.

Перед замером давления следует выполнить такие действия:

  1. Прогреть мотор.
  2. Снять со свечей высоковольтные провода и убрать их в сторону. В некоторых моделях импортных авто придётся удалить катушки зажигания, чтобы получить доступ к свечам.
  3. В старых авто с карбюратором нужно отключить разъём коммутатора.
  4. Прекратить подачу горючего. На карбюраторных версиях это делается путём снятия шланга, идущего к механическому бензонасосу. Электрический насос, питающий инжекторный мотор, следует обесточить, вытащив соответствующий предохранитель.
  5. Выкрутить свечи и протереть посадочные гнёзда.

Измерение давления начинается с первого цилиндра

Замеры производятся в каждом цилиндре поочерёдно. Проверяющий вкручивает наконечник прибора и даёт команду помощнику, включающему стартер нажатием до упора педали акселератора. Когда стрелка манометра начнёт колебаться на одном месте, нужно отключить зажигание и зафиксировать показания. После чего можно переходить к следующему цилиндру.

1,4 МПа — отличный показатель компрессии для бензинового мотора

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя различными методами позволяет более точно установить проблемное место, где следует сосредоточить свои силы. Производить замер можно в собственном гараже, не прибегая к услугам специалистов. Если вы решили собственноручно измерить этот чрезвычайно важный показатель, то необходимо вооружиться следующим арсеналом:

  1. Сам прибор замера – компрессометр.
  2. Заряженный автомобильный аккумулятор.
  3. Свечной ключ.
  4. Исправный стартер.

Специалисты зачастую проводят замер на непрогретом двигателе. Если должного опыта в проведении подобной работы нет, то предварительно необходимо прогреть мотор. После чего производится демонтаж воздушного фильтра, отключение низковольтных проводов.

Компрессометр – обычный манометр со специальным переходником. Устройство подключается к свечному отверстию и таким образом происходит замер в каждом цилиндре с одновременным запуском мотора на холостом ходу. Компрессометр удерживается несколько секунд. Как только стрелка перестаёт расти, прибор отсоединяется.

Данную процедуру желательно проделать несколько раз, после чего вывести среднее значение. Вполне нормальная ситуация, когда полученные данные отличаются от заверенных производителем. Ведь в ходе эксплуатации авто происходит естественный износ деталей поршневой группы, что способствует уменьшению компрессии. Расхождение в пределах 10%!считаются допустимым.

Как часто должна измеряться степень сжатия

Точная периодичность проверки компрессии силовых агрегатов не установлена. Есть симптомы, указывающие на необходимость проведения замеров:

  • один или два цилиндра плохо работают, из-за чего двигатель трясёт и он «троит» даже на холостом ходу;
  • появился значительный расход моторного масла (свыше 100 г на 1 тыс. км пробега);
  • упала мощность мотора;
  • из выхлопной трубы валит сизый или белый дым;
  • пуск в холодном состоянии затруднён.

Как часто должна измеряться степень сжатия

Как проверить компрессию в двигателе без прибора

Чтобы измерить данный параметр в цилиндрах дизельного мотора, необходимо соблюсти следующие условия:

  • Отключить подачу топлива;
  • Выкрутить одну форсунку;
  • Убедиться в работоспособности аккумулятора и стартера.

Необходимо обесточить электромагнитный клапан подачи топлива по магистрали. После чего компрессометр подключается к отверстию форсунки. Прибор должен быть с пределом измерения, по меньшей мере, 60 атмосфер.

Компрессометр

Измеряют компрессию специальным прибором – компрессометром. Он представляет собой манометр со шлангом, на конце которого находится штуцер, либо металлический с резьбой под свечное отверстие, либо же резиновый в виде конуса.

Процесс измерения компрессии при помощи компрессометра заключается в помещении штуцера в свечное отверстие и прокручивании коленвала стартером до достижения максимального давления.

Компрессию в цилиндре также можно не измерить, а проверить и сравнить с другими цилиндрами.

Как проверить компрессию в двигателе без прибора

Для этого выкручивают все свечи кроме одной, и вручную (ключом за гайку крепления шкива генератора) проворачивают коленвал до достижения поршнем верхней мертвой точки.

Потом таким же образом проверяют второй цилиндр, третий и четвертый, и сравнивают приложенные усилия. Конечно, такой способ не сравнится с измерением при помощи компрессометра, однако может помочь понять, в каком из цилиндров возникла проблема.

Средний показатель компрессии для нефорсированных двигателей ВАЗ составляет 8-9 атмосфер, для форсированных, с уменьшенной камерой сгорания – 11-13 атмосфер.

Для того, чтобы точно определить нормативный показатель компрессии, воспользуйтесь таблицей, в которой указана степень сжатия в цилиндрах восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей ВАЗ.

Количество клапанов 16 16 8
Объем двигателя, л 1,5 1,6 1,5 1,6
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/71 82/75,6 82/71 82/75,6
Степень сжатия 10,5 10,3 9,9 9,6

Что делать, если результаты диагностики неутешительны

Когда давление в одном или нескольких цилиндрах отклоняется от нормы, вы имеете дело с неисправностью силового агрегата. Как правило, при подобных неполадках требуется частичный либо капитальный ремонт «сердца» машины. При заниженных показателях возможны такие поломки:

  1. Износ колец, поршней и гильз (при одинаковых значениях на всех цилиндрах). «Диагноз» можно уточнить, если провести второе измерение с добавлением в цилиндры 4—5 мл моторного масла. Повышение компрессии подтвердит полученный результат. Если же показания не меняются, значит, имеет место следующая проблема.
  2. Наличие негерметичных клапанов в камерах (при разных значениях).
  3. Один из клапанов или поршней прогорел (давление вообще отсутствует).

Прогар поршня по центру (слева) и сбоку (справа)

Более точные результаты может дать пневмотестер. Поломка выявляется так: если воздух идёт в картер, то пропускают поршни, а если в коллектор — клапаны. Неисправности, связанные с падением компрессии ниже нормы, устраняются путём разборки силового агрегата и замены износившихся деталей. Менять один клапан бессмысленно, поскольку со временем выйдет из строя следующий. Лучше установить новую клапанную группу.

То же касается и поршней — ставится сразу комплект, причём детали подбираются по весу, чтобы разница составляла не более 5 г. Подгонка выполняется путём снятия шабером тонкого слоя металла с внутренней части наиболее тяжёлых поршней. Если после удаления головки блока замер показал большую эллипсовидную выработку в цилиндрах, то их следует расточить на станке под следующий ремонтный размер.

Если не отреагировать на падение компрессии ниже нормы своевременно, последствия могут быть такими:

  • холодный запуск двигателя усложнится, а потом и вовсе станет невозможным без инъекции масла в цилиндры;
  • расход моторной смазки на угар вырастет до 1—1,5 л на 1000 км пробега, отчего могут выйти из строя свечи и закоксоваться кольца;
  • из-за большой разницы компрессии в цилиндрах мотор будет нестабильно работать и вибрировать;
  • значительно вырастет расход топлива;
  • мощность силового агрегата упадёт до такой степени, что ездить станет невозможно.

Так выглядит прогоревший сбоку клапан

Причиной завышенной компрессии является присутствие моторного масла в камерах сгорания в больших количествах, что ведёт к уплотнению всех зазоров. Проблема возникает из-за негодных маслоотражающих колпачков, когда смазка попадает в камеры не снизу, а сверху, через клапаны. Такая неполадка считается относительно безобидной: маслоотражатели меняются за 2—3 часа в зависимости от марки авто.

Измерение компрессии продолжает оставаться одним из наиболее простых и быстрых методов диагностики силовых агрегатов. Когда появляются проблемы с двигателем, проверить давление нужно прежде всего. А уж по результатам испытаний следует определиться с дальнейшей последовательностью действий: проводить более глубокую диагностику либо разбирать и ремонтировать мотор.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть