Как проверить электронную дроссельную заслонку

Устройство датчика

Это датчик потенциометрического типа – измеритель потенциала. Такие датчики используется там, где нужно измерить пространственное положение узла (датчик уровня топлива, например).

Все вспомнят, как в школе показывали реостат, у которого, перемещая ползунок по резистивному слою реостата, мы меняли напряжение в большую или меньшую сторону.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Используя такой принцип, мы можем узнать, в каком положении находиться тот или иной агрегат.

Такой принцип использовался на советской аппаратуре при регулировке громкости. Увеличивая напряжение, мы увеличивали громкость и наоборот.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Частые причины неисправности

Немного поговорив об устройстве, можно понять, что основная и частая поломка датчика – это износ резистивного слоя. Со временем напыление слоя стирается, и тогда появляются проблемы с датчиком.

Причем чаще всего износ подвержен в начале резистивной дорожки, так как там происходит частое перемещение контактов (начало движения автомобиля).

Износ резистивного слоя дорожки датчика

Попадание грязи на рабочую поверхность датчика также может быть причиной неисправности.

Как проверить электронную дроссельную заслонку

Реже можно наткнуться на поломки в работе самого датчика. Это выход из строя механической части движущегося узла, и неисправность электронного преобразователя магнитных сигналов.

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломом наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как проверить?

Проверить исправность датчика можно 3 приборами:

  • диагностическим сканером;
  • мотортестером;
  • мультиметром.

Подключаем сканер к автомобилю и находим в программе параметры. В параметрах находим показания датчика дроссельной заслонки. Сканер может отображать данные с датчика, как в вольтах так и в процентах.Если в вольтах, то смотрим значения в пределах 5 в.

Если в процентах, то смотрим процент открытия заслонки от 0 до 100 %. Если все в порядке, то на сканере при открытии заслонки мы увидим проценты:0%, 2%,3% и т.д.

Если увидим значения: 0%, 20%, 0%, 15%, 3%, 4%, 20% и т.д. – это говорит об износе резистивного слоя.

Проверка датчика дросcельной заслонки сканером Launch в процентах. Слева цифровые значения, слева в графическом виде.

Мотортестером

Осциллограмма исправного датчика

Шумы в начале резистивной дорожки – первые признаки износа.

Мультиметром

При проверке датчика дроссельной заслонки мультиметром, проверяется напряжение между плюсовым и минусовым проводом. Двигатель должен при этом работать. Значения при замере должно быть около 5 вольт.

Следующим шагом будет замер сопротивления между сигнальным проводом датчика и минусовым проводом. Зажигание при этом выключается полностью, а мультиметр настраивается на замер сопротивления.

В закрытом положении дроссельной заслонки на мультиметре должны отобразиться значения от 0,8 до 1,2 кОм, а в открытом от 2,3 до 2,7 кОм.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:

  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимется скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора, наподобие ELM327 или его аналога. Сканер точно укажет номер ошибки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах. Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали».

Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ программно, либо просто на несколько секунд снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Однако воспользоваться программой предпочтительнее.

Заключение

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.

Заключение

В статье мы рассмотрели как на примере трех приборов: диагностический сканер для авто, мотортестер и мультиметр проверить одну из самых распространенных неисправностей датчика дроссельной заслонки – износ резистивного слоя.

Узнали параметры, при которых можно считать датчик рабочим и значения, которые укажут на неисправность датчика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Просмотры: 1 314

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть