Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Образование оксидной пленки при взаимодействии металла с кислородом – процесс естественный. Поэтому даже в идеальных условиях контакты со временем покрываются этой пленкой. Но что делать, если клеммы аккумулятора окисляются слишком быстро?

Интенсивное образование налета возможно при:

  • недостаточной затяжке и слабом контакте клемм, а также их деформации; из-за подгорания место контакта покрывается небольшим слоем черной сажи;
  • повышенной влажности воздуха; характерными признаками окисления являются ржавчина и налет зеленого цвета;
  • ослаблении контакта в результате загрязнения;
  • использовании контакта и проводника из разных металлов; при вступлении их в реакцию образуется окисел, имеющий зеленоватый оттенок;
  • утечке электролита при нарушении герметичности аккумулятора или его сильном перезаряде (окисел белого цвета); такой налет особенно опасен, так как способен быстро «разъесть» металл и разрушить контакт;
  • проблемах с электрикой самого авто.

В большинстве случаев проблемы легко устранимы. Достаточно тщательно очистить клемму и хорошо зафиксировать место соединения. Однако ослабление контакта может быть связано с неполадками электросети автомобиля. Тут понадобится серьезный ремонт.

У авто, выпущенных в Европе, данная клемма чаще находится справа, а минусовая слева. У японских моделей полярность обратная, то есть значок «–» располагается слева, а « » справа. Но, где бы они не находились, процесс их окисления происходит по-разному. Ведь оба этих контакта конструктивно отличаются.

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Рассмотрим, почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе. Она имеет пластмассовую заглушку, поэтому кислород и грязь на нее почти не попадают. Образование налета чаще связано со скоплением влаги или паров электролита.

Данный контакт не имеет никакой защиты, поэтому сильнее подвергается внешним воздействиям. Вероятность же окисления парами электролита, напротив, минимальная – попадая в открытый воздух, они тут же рассеиваются.

Причин, почему окисляется минусовая клемма аккумулятора, чаще всего две. Появление слоя окиси на данном контакте возможно при слабой затяжке, а также загрязнении пылью или грязью. Он покрывается зеленоватым налетом и чернеет.

Профилактические работы лучше проводить раз в полгода, лучше весной и осенью. Очистка производится только после снятия аккумулятора при включенном двигателе. Ключ зажигания из замка следует предварительно вынуть.

Обжимные болты лучше удалить полностью. Чтобы случайно не закоротить контакт на корпус, первой следует снять минусовую клемму, соединенную с корпусом, а затем отсоединить контакт, обозначенный значком «плюс».

Вначале клеммы протирают спиртосодержащей жидкостью. Ацетон, способный разъесть металл, использовать запрещено. Далее приступают непосредственно к очистке. Небольшой слой налета легко сойдет, если потереть его грубой тканью, смоченной в воде. Толстый слой окисла удаляют ножом или щеткой по металлу. Избавиться от остатков налета можно наждачкой.

Очень удобно пользоваться крестообразным инструментом, называемым чистиком, снабженным отдельными головками для плюсового и минусового контакта, или ершиком для клемм.

Поверхность контактов, а также выводные штыри обрабатывают до блеска. Поврежденный коррозией или деформированный контакт потребуется заменить. При загрязнении корпуса аккумуляторной батареи ее очищают с помощью влажной тряпки. Проверить необходимо также чистоту технологических отверстий, служащих для отвода газов.

Это можно сделать, используя обычный раствор соды: как известно, щелочная среда является антагонистом кислоты и растворяет ее.

Вот подробный алгоритм того, как почистить клеммы аккумулятора с помощью содового раствора:

  • Заглушите двигатель автомобиля.
  • Ослабьте гайку и аккуратно снимайте минусовую клемму.
  • Затем так же снимите плюсовую.
  • Выньте батарею из машины.
  • Проведите тщательный ее осмотр на предмет трещин или вытекания жидкости внутрь машины. Если все серьезно, АКБ нужно срочно менять, и никакой чистке она уже не подлежит.
  • Проверьте проводки на предмет дефектов и возможных разрывов, заизолируйте или замените слабые при необходимости.
  • Заранее приготовьте содовый раствор — одна столовая ложка соды на стакан теплой воды.
  • Наденьте резиновые перчатки, обезопасив руки.
  • Воспользуйтесь старой зубной щеткой.
  • Смочите ее в соде и вначале обработайте клемму сверху.
  • Можно поместить кабели АКБ просто в горячую воду, это поможет удалить коррозию.
  • Тщательно, с небольшими усилиями, очистите все элементы от кислотного слоя и коррозии с помощью щетки, окуная ее в содовый раствор.
  • Осторожно ополосните АКБ с применением холодной воды.
  • Протрите все чистой сухой тряпочкой.
  • Обработайте клеммы защитной смазкой.
  • Плюсовую клемму подсоедините обратно к плюсовому выводу батареи.
  • Сделайте то же самое с минусовой клеммой.
  • Обработка закончена — в заключение убедитесь в том, что все закреплено надежно.

Если налет очень сильный, и содовый раствор не помогает, остается воспользоваться наждачной бумагой и острым ножом — разумеется, все следует делать максимально аккуратно.

Как безопасно очистить аккумуляторные клеммы

Окисление клемм аккумулятора случается из-за того, что вытекает электролит. Обычно он проникает наружу тогда, когда батарея стоит на зарядке, либо в случае замыкания на ее ячейках. При плохом качестве наружного корпуса батареи в нем могут образовываться дефекты в виде трещин. Около контакта аккумулятора может образоваться щель во время вибрации при езде — особенно, если контакты сами по себе слабые и ненадежные.

Технические проблемы с электросетью автомобиля могут спровоцировать ослабление самого контакта по отношению к клемме. Неполадки в других проводящих системах тоже способствуют процессу окисления клемм.

Кроме того, если автолюбитель не очень ответственно походит к обслуживанию аккумулятора, вентиляционные отверстия его банок могут забиться пылью и грязью. Это спровоцирует повышение давления электролита, находящегося внутри каждого батарейного отсека, и станет причиной того, почему окисляются клеммы аккумулятора.

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Небрежное обращение с частями батареи при затягивании гаек также способствует разгерметизации и вытеканию кислоты наружу.

Методы предотвращения окисления клемм

Следует иметь в виду, что полностью защитить батарею от окисления невозможно. Как известно, во время работы батареи внутри нее происходят интенсивные химические процессы, вследствие которых выделяется определенный уровень кислоты. Для того, чтобы защитить клеммы и контакты от преждевременного образования окисла в виде белого налета, существует несколько проверенных временем способов.

Метод абсолютно безопасен, прост и требует соблюдения определенного обращения с контактами батареи — как и при любой другой их обработке. Вначале протрите все элементы насухо и как следует закрепите их, чтобы средство защиты не попало внутрь батареи.

Затем сделайте следующее:

  • вырежьте большую прокладку из войлока — круглой формы;
  • прорежьте посередине нее отверстие;
  • хорошо пропитайте ее машинным маслом;
  • отвинтите гайку с контакта батареи;
  • наденьте на клемму готовую прокладку;
  • прикрутите гайку обратно;
  • сверху поместите еще одну пропитанную маслом прокладку.

Если клеммы будут обработаны таким способом, это обеспечит минимальное воздействие кислотной среды и предотвратит влияние механических внешних факторов. По аналогии с войлочными прокладками можно применять фетр.

Многие спрашивают о том, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись. Одной из самых надежных смазок по-прежнему является солидоловая. Солидол аккуратно наносится после затягивания клемм гайками. Автолюбители утверждают, что этого хватает, как минимум, на шесть месяцев для того, чтобы белый налет на клеммах не появлялся.

Однако использование солидола в виде смазки имеет свои существенные недостатки. При работе двигателя автомобиля температура среды, как внутри самого аккумулятора, так и вне его становится гораздо выше, и солидол затвердевает, образуя плотную корку, которая нарушает проводимость тока. Ликвидировать такую корку весьма проблематично. Этим «грешит» не только солидол, но и многие популярные средства.

Специализированные смазки, которые продаются в автомагазинах, являются более щадящим методом предотвращения окисления клемм аккумулятора. Хотя и стоят они, безусловно, гораздо дороже, чем солидол или вазелин.

Многие из таких средств получили очень хорошие отзывы, например, смазка Molykote HSC Plus, разработанная непосредственно для батарей автомобилей. Она хорошо пропускает ток и не затвердевает при высоких температурах, может сохранять свою продуктивность без ущерба для клемм при температурах от -30 до 1100°С.

Если обратиться к квалифицированным специалистам-продавцам, они помогут в выборе лучшего средства для смазывания аккумуляторных клемм, которое не принесет им вреда.

Если белый налет уже есть — чего не следует делать

Что делать в случае, если аккумулятор уже «окислился», и можно ли предпринять какие-либо эффективные действия своими руками?

Прежде всего, немаловажно будет понять, чего не рекомендуется делать с клеммами в случае необходимости их очистки от кислоты. Не стоит использовать вазелин в чистом виде. Он хорош тем, что не пропускает влагу и предохраняет металл от сырости. Но его свойства таковы, что проводимость тока может значительно ухудшиться.

Также настоятельно не рекомендуется проводить обработку окислившихся клемм с помощью бензина. На многочисленных форумах автолюбителей часто встречаются восторженные отзывы о том, что стоило только слегка протереть клеммы батареи обычным бензином, они засияли, как зеркало, и им удалось вернуть первозданный вид.

К чему может привести окисление клемм

Сильное окисление способствует быстрому разрушению металла.

Площадь клемм уменьшается, и качество контакта ухудшается. Зарядка батареи при окислившихся контактах становится слишком долгой. Со временем автомобиль заводится плохо, а затем вообще перестает запускаться. Частое же прикуривание, особенно для авто, напичканных электроникой, опасно. ЭБУ можно просто спалить.

Излишняя нагрузка на генератор при слабом контакте клемм может привести и к более серьезным последствиям. Он выйдет из строя. Именно поэтому так важна профилактика – своевременная очистка контактов.

Как определить признаки окисления клемм

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Основным признаком, указывающим на избыток оксидной пленки в местах контактов, является потеря пускового тока в стартере. Если заряд аккумулятора достаточный, но вал проворачивается медленно, пора почистить клеммы. Косвенными показателями окисления являются также повышенный саморазряд батареи, слабый свет фар или габаритных огней.

При визуальном осмотре клемм и обнаружении окисла белого цвета необходимо убедиться в отсутствии микротрещин в корпусе. Самыми проблемными частями батареи считаются места токовых выводов.

Даже небольшой разрыв способен наделать немало бед. При вибрации он будет быстро увеличиваться в размерах, что приведет к попаданию электролита (кислоты) в двигатель и выходу его из строя. Поэтому при появлении даже микроскопической трещины в корпусе аккумулятора ее следует тут же запаять или залить эпоксидкой.

В том, что окислы являются кислотными, можно убедиться с помощью промывки клемм и корпуса 10-процентным раствором соды. Выделение небольшого количества тепла и характерное шипение – явный признак утечки электролита. Во избежание попадания кислоты на кожу работы следует проводить на улице или проветриваемом помещении в резиновых перчатках.

Проверить необходимо и чистоту вентиляционных отверстий батареи. Если они забиты, давление электролита в корпусе будет повышенным, пары кислоты будут выделяться интенсивней, а контакты окисляться гораздо быстрей.

Окисление «плюса» или «минуса» — есть ли разница

Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе, либо почему окисляется минусовая клемма аккумулятора — в процессе попадания кислоты на оба полюса особенной разницы нет. Как уже говорилось, главная причина — это наличие зазора между клеммой и корпусом батареи, который и пропускает кислоту наружу. Механизмы устранения этой проблемы всегда одни и те же.

Если после очищения клемм все начинает повторяться и никакие меры не помогают, следует позаботиться о замене батареи.

Можно ли восстановить клемму самостоятельно

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Некоторые автолюбители задают вопрос, как восстановить клемму на аккумуляторе в случае, если она по каким-либо причинам расплавилась или потеряла привычный вид. Сразу стоит отметить, что в случае такого повреждения аккумулятора причины являются очень банальными и связаны с неосторожностью в эксплуатации АКБ.

Чаще всего какой-нибудь неопытный водитель может случайно перепутать полярность при установке или снятии батареи с автомобиля. Вследствие этого происходит короткое замыкание, и клемма расплавляется до самого ее основания.

В данном случае придется поводить восстановление клеммы исключительно своими руками, используя подручные средства.

Создание новой клеммы для свинцово-кислотного аккумулятора осуществляется примерно так:

  • очистить следы оплавления;
  • зачистить остатки клеммы;
  • залудить место остатков укороченным жалом паяльника;
  • взять подходящую жестяную форму для изготовления новой клеммы;
  • опустить в нее заранее подготовленный припой;
  • форму заполнять припоем постепенно, слегка помешивая;
  • изготовить фрезу из подходящего куска металла (можно использовать остатки водопроводной трубы и коловорота так, чтобы была возможность регулировать конус);
  • готовым приспособлением отфрезеровать заготовку;
  • с помощью наждачной бумаги и напильника придать заготовке необходимую форму.

Существуют мастера, которые успешно восстанавливают клеммы. Но для того, чтобы не произошло короткого замыкания и расплавления клеммы, таких ситуаций лучше не допускать.

Для продления срока службы АКБ автомобиля важно постоянно следить за состоянием ее клемм и обращаться с ними максимально аккуратно. Всегда помните о полярности, если обслуживаете свою батарею самостоятельно. Когда появляется окисление, не так важно, окисляется плюсовая клемма аккумулятора или же минусовая.

Как защитить клеммы от окисления

Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Существуют специальные виды силиконовых смазок, предназначенных для антикоррозийной обработки металла. Их наносят уже после очистки и затяжки клемм. (В место самого контакта состав попадать не должен.) Чтобы дополнительно герметизировать выводные штыри, можно сделать защитные кольца из фетра.

Смазки на жировой основе (солидол или литол) для защиты контактов лучше не использовать – они собирают много грязи.

Составы на основе графита также нежелательны. Они обладают повышенным удельным сопротивлением и плохо пропускают ток. Плюс диапазон их рабочих температур узок. При температуре ниже -20°С и выше 70°С такая смазка теряет свойства.

Итак, мы подробно рассмотрели, почему окисляются клеммы на аккумуляторе. В большинстве случаев справиться с проблемой несложно. Главное, следить за целостностью батареи, не допускать утечки электролита и вовремя проводить профилактику.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть