КПП Лада Ларгус: характеристики, замена масла и шестерни

Как менять шестерни пятой передачи?

Владельцам Ларгусов известна одна из проблем этого в целом неплохого автомобиля- педаль газа уже упирается в пол, уши закладывает от воя мотора, а машина по трассе всё равно едет километров 130 в час. Проблема кроется в особенности коробки переключения передач.

Дело в том, что конструкторы посчитали Ларгус коммерческим фургоном, который будет всю свою сознательную жизнь таскать грузы, а семиместый «люкс» будет надрываться под тяжестью пассажиров и водителя. В результате далеко не самый мощный мотор пришлось агрегатировать коробкой передач с короткими передаточными числами.

В зависимости от модификации, Ларгус мог оснащаться двумя типами коробок передач, причём оба типа тоже бывают в нескольких вариантах исполнения. И если 1 и 2 передачи имеют одинаковые числа, то дальше начинаются различия, достигая апофеоза на 5 передаче. И чем слабее мотор, тем короче и медлительнее будет пятая скорость, поэтому самые «дикие» передаточные числа встречаются в автомобилях с восьмиклапанными моторами.

На форумах в Интернете можно встретить увлекательные ветки, посвящённые теме замены коробок на Ларгусах. Народ был настолько озабочен воем моторов на трассе, что серьёзно готовился к длительной и трудоёмкой работе по замене коробки переключения передач с подгонкой по месту напильником.

К счастью, прошло совсем немного времени, и выход был найден. Оказывается, всё можно сделать гораздо проще, а главное дешевле- достаточно заменить шестерни 5 передачи, и Ларгус поедет быстрее без вдавливания педали газа в пол. Замена шестерней 5 передачи на Ларгусе– одна из услуг, которые осуществляет Ларгус-Сервис (Логан-Сервис).

Что понадобится для замены?

В первую очередь придётся купить сам комплект шестерней 5 передачи для замены. В «Логан-Шоп.СПб» такие комплекты имеются в наличии в двух вариантах– с передаточным числом (u) 0,756 или 0,738.

Если делать всё самостоятельно, то пригодится набор головок (от 10 мм до 27 мм), ключ-баллонник для снятия колеса, молоток и много всякой мелочи (которая есть в любом гараже).

Желательно иметь и подъёмник– это значительно упростит процесс.

Ещё очень полезным было бы наличие специальных съёмников для шестерней. Однако такой инструмент, как правило, не найти в открытой продаже, и далеко не в каждом автосервисе он имеется. В Ларгус-Сервисе этот вид работ осуществляется с применением именно таких съемников. Подойдёт, конечно, и простой съёмник с двумя или тремя лапками, который можно купить в любом магазине автозапчастей. Но при отсутствии опыта можно случайно повредить детали КПП.

В данной статье мы рассмотрим процесс без применения специальных инструментов.

Как менять шестерни пятой передачи?

Начнём со снятия защиты поддона картера. Откручиваем болты на 10 мм, стараясь не свернуть их. А это вполне возможно: они часто хорошо закисают, так что если нет желания потом возиться с их высверливанием или креплением защиты с помощью саморезов, выкручивать надо аккуратно. Впрочем, может помочь обычная WD40.

Сливаем масло из КПП. Тут всё элементарно, если только не спутать картер двигателя и коробки передач.

Откручиваем заливную пробку, закручиваем сливную (не забывая поставить новую уплотнительную шайбу).

Осталось установить защиту, а заодно любой консистентной смазкой обработать болты защиты, чтобы предотвратить их закисание в будущем.

Переходим к переднему левому колесу. Как снять колесо- объяснять излишне.

Находим «барашек» на подкрылке сверху слева от колеса. Поворачиваем его против часовой стрелки и отодвигаем подкрылок, фиксируя его прямо на бампере. Перед нами открывается вид на коробку передач, частично перекрытую усилителем подрамника. Его тоже придётся убрать, открутив два болта.

Находим разъём датчика заднего хода: он вкручен в коробку передач, других датчиков там просто нет. Снимаем разъём, затем отсоединяем проводку от крышки КПП. Она обычно прикреплена пластиковым хомутом, который легко убрать кусачками.

Убедившись, что ничто не мешает снять крышку коробки передач, откручиваем её болты. Вытираем руки и убираем крышку в сторону.

Перед нами- шестеренки 5 передачи, которые нам предстоит заменить. Самое сложное– снять эти звёздочки. Поставить новые будет гораздо проще.

Сначала нам придётся вытащить вилку включения 5 передачи. Поэтому берём выколотку, молоток и пытаемся выбить штифт, который фиксирует ее на валу. Его надо будет бить снизу вверх, что само по себе уже интересно. Вместо выколотки вполне сгодится обычное сверло: сломать не жалко, а подобрать нужный диаметр не сложно.

После того, как штифт вылетел из вилки, приступаем к её извлечению. Её надо тянуть на себя. Если Вы решили обойтись без специальных съемников, то при условии, что у Вас есть помощник, делается это следующим образом: один придерживает вилку рукой, второй потихонечку через выколотку постукивает по валу. Если быть аккуратным, но настойчивым, всё получится, и вилка окажется в Ваших руках.

Теперь снимаем шестеренки, начинаем с первичного вала.

Откручиваем гайку, затем аккуратно подцепляем шайбу за ней и вытаскиваем из посадочного места. Бывает, что они улетают куда-то в недра гаража следом за штифтом, но если кроме звёздочек Вы приобрели новую гайку, шайбу и штифт, ползать на коленках с фонарём не нужно.

Далее пытаемся снять первую шестерёнку с первичного вала. Тут как раз используется специальный съёмник. Но при его отсутствии действуем иначе. Можно попробовать аккуратно поддеть её с обеих сторон монтажками и потянуть, но скорее всего это окажется не действенным. Тогда берём обычный универсальный съёмник и пользуемся им.

КПП Лада Ларгус: характеристики, замена масла и шестерни

Когда шестерёнка снята, откручиваем звёздочкой-торксом гайку шестерни вторичного вала.

Теперь осталась ещё одна шестеренка на первичном валу, но её можно снять и пальцами.

На этом вся сложная работа окончена, собирать всё будет намного проще.

Начинаем с установки шестерёнок.

Обращаем внимание: на шестерёнке вторичного вала стоит отметка краской. Метка нужна лишь для того, чтобы не поставить деталь неправильно, и обозначает лицевую сторону.

Надеваем приобретённую Вами шестерёнку на вал, после чего берём молоток и слегка обстукиваем её по кругу, насаживая чуть дальше. Затем берём первую шестерёнку с первичного вала и надеваем её на вал. Насаживаем вторую и поступаем с ней так же, как с самой первой: проходимся молотком. Окончательно посадят их уже гайка на первичном валу и болт на вторичном. Берём гайку и болт (они так же должны быть приобретены перед началом работ) и используем по назначению.

КПП Лада Ларгус: характеристики, замена масла и шестерни

Теперь остаётся только установить вилку 5 передачи. Надеть её несложно, но потом опять придётся взяться за молоток- предстоит вколотить штифт.Внимание! Необходим именно новый штифт! Многие про него забывают, собирая набор.Чтобы стучать по нему не мешал подрамник, берём какой-нибудь металлический стержень (например, обычный удлинитель для ключа-трещётки). Бить опять надо снизу, упорно, настойчиво и точно.

После того, как вилка оказывается там, где положено, проводим предварительную проверку. Двигатель пока не запускаем, садимся в автомобиль и переключаем все передачи последовательно. Пугаться слишком громкому звуку включений не надо: коробка у нас ещё пока открытая, да и масла в ней нет, поэтому тихо в этом случае не получится. Если все передачи включаются, можно поздравить себя с успешным завершением этого этапа сборки.

Продолжаем…

Ставим обратно крышку коробки переключения передач, причём обращаем внимание на резиновый уплотнитель, который должен попасть на своё место, иначе масло из коробки передач сразу же вытечет и придётся снова вскрывать коробку.

Теперь можно надеть разъём датчика заднего хода, а главное– не забыть закрепить его проводку (помните про хомутик, который перекусывали?).

Берём ключ и ставим усилитель подрамника.

Заливаем масло в коробку передач. В принципе, масло каждый заливает так, как ему удобно. Кто-то берёт шприц и долго и мучительно впрыскивает три литра в заливное отверстие, но мы поступим иначе. Открываем капот, снимаем воздушный патрубок и засовываем локоть приблизительно туда, где стоит кронштейн троса сцепления.

Под ним нащупывается ещё один разъём датчика, а ещё чуть ниже оказывается заливное отверстие коробки передач. Вставляем туда шлаг диаметром 1,5см, одним концом соединённый с воронкой. И льём в эту самое воронку масло. В данной ситуации, рекомендованное заводом ELF Tranself NFJ 75W80 GL-4 . Особого практического смысла заливать в коробку свежее масло нет.

Через тысячу километров пробега, когда приработаются поставленные Вами шестерёнки, масло придётся всё равно заменить. Так что пока можно залить то, что слили в самом начале. Однако всё же рекомендуется приобрести сразу 1л на долив (на случай, если по какой-то причине слитого масла будет менее необходимых 3л).

Как только всё масло оказывается в коробке передач, можно приступить к полноценному испытанию.

Тут снова понадобится второй человек! Машина в это время всё ещё стоит на подъёмнике. Запускаем двигатель, и один человек начинает последовательно переключать все передачи, а второй стоит рядом с автомобилем и смотрит на колесо. При переключении давить на тормоз нельзя!!! Только газ и сцепление.

Все скорости переключаются? Тогда опускаем Ларгус на землю.

Что получилось?

В данном случае были установлены шестерни с u=0,738.

При скорости 120 км/ч до установки новых шестеренок подопытный Ларгус стабильно держал 4 000 об/мин. Теперь коленвал делает только 3 200 оборотов. Разница получается очень существенная.

Комплекты шестеренок бывают с разными передаточными отношениями, и если не знаете, какой лучше выбрать, есть смысл посоветоваться со специалистом.

Кстати, совсем не обязательно мучиться в гараже самостоятельно. В Ларгус-Сервисе стоимость замены шестерней пятой передачи- 2 500 рублей.

Тем, кто отважился самостоятельно произвести эти работы, желаем успеха и не забудьте, что через 1000 км необходимо заменить масло!

Характеристики КПП в разных модификациях Лады Ларгус

Указанные выше модели коробок скоростей имеют различные модификации, предназначенные для установки на определенные машины. Например, КПП JR5 517 устанавливается на авто в кузове фургон с двигателями К4М и К7М. Модель JR5 549 сочетается с двигателем К4М как в пятиместном, так и в семиместном фургоне.

Обе модели коробки переключения передач представляют собой корпус из алюминиевого сплава, в который вмонтированы:

  • дифференциал;
  • шестерня главной передачи;
  • картер сцепления.

Внутри корпуса КПП Лады Ларгус располагаются первичный вал с набором ведущих шестерен и расположенный рядом с ним вторичный вал с ведомыми шестернями. Для согласованной работы первичного и вторичного вала на них устанавливаются синхронизационные кольца. Отличие вариаций коробок скоростей заключается в передаточных числах между первичным и вторичным валами. Разница между моделями JH3 и JR5 состоит в конструкции управления сцеплением и переключением передач.

В модели JR5 передача усилия на выжимной подшипник осуществляется гидравлической системой, в которую входят главный и рабочий цилиндры. Управление коробкой скоростей производится двумя тросиками, связанными с ручкой переключения передач. При этом тросики не взаимозаменяемы, каждый из них имеет свое функциональное назначение.

КПП Лада Ларгус: характеристики, замена масла и шестерни

Прежде чем определиться с приобретением КПП, необходимо оценить особенности автомата и механики. Машина с АКПП имеет ряд преимуществ перед механической коробкой передач, однако у нее есть и неоспоримые недостатки.

Достоинства и недостатки АКПП Лады Ларгус

Достоинства Недостатки
Отличная управляемость Дорогой ремонт
Хорошая динамика разгона Частые сбои в работе
Несколько режимов переключения скоростей Высокая стоимость
Удобство управления автомобилем в городских условиях Невозможность завести машину при низком заряде аккумулятора (с толкача)

Поэтому перед тем как купить Ладу Ларгус с АКПП, стоит взвесить все «за» и «против». В частности, необходимо понять, в каких условиях автомобиль будет эксплуатироваться чаще всего.

Наряду с указанными выше неисправностями, у владельцев Ларгуса нередко возникает желание улучшить эксплуатационные качества своего автомобиля, точнее, адаптировать его под личные требования. В основной модификации коробка передач Лада Ларгус идет с 16-клапанным двигателем. Передаточное число (ПЧ) пятой передачи составляет 0,892.

Однако при длительном движении со скоростью 90-100 км/час возникает усиленный шум и наблюдается повышенный расход топлива. Эту ситуацию можно исправить, заменив две шестерни пятой передачи на первичном и вторичном вале. Замена происходит на шестерни, имеющие меньшее передаточное число, следовательно, меньшее количество зубьев.

Шестерни с передаточным числом 0,795 несколько изменяют маневренность Ларгуса. На обгоне необходимо чаще включать четвертую передачу для набора нужной скорости. Нередко приходится переключаться на четверку и при езде по грунту на загруженном автомобиле. Что касается установки шестерен с ПЧ 0,756 и 0,738, то они усугубляют перечисленные недостатки.

Лучше всего заменить заводские шестерни на пару с передаточным числом 0,820.

Довольно сложно выполнить своими руками ремонт коробки переключения передач, потому специалисты советуют делать это на СТО. Однако в силу конструктивных особенностей КПП и ее расположения замена шестерни 5 передачи Ларгуса может быть выполнена самостоятельно при наличии определенных навыков и опыта.

нравится

Для этого необходимо придерживаться четкой инструкции:

  1. Ставим машину на подъемник или вывешиваем ее на подставках.
  2. Снимаем левое переднее колесо и аккуратно, не ломая клипсы и пистоны, демонтируем защиту моторного отсека.
  3. Отвинчиваем верхнее крепление кронштейна подрамника и отводим его в сторону.
  4. Сливаем масло из картера коробки, отвернув сливную пробку квадратным ключом (после слива масла пробку желательно завернуть).
  5. Снимаем разъем датчика заднего хода и кронштейн крепления гидроусилителя.
  6. Отворачиваем болты крепления задней крышки КПП.
  7. Производим ее демонтаж, тем самым открывая доступ к шестерням пятой передачи.

Прежде чем приступить к снятию шестерней, необходимо их зафиксировать. Для этого вилку следует отвести на себя и выбить специальной оправкой фиксирующий штифт. Затем нужно вернуть вилку в исходное положение и включить третью передачу, утопив шток рядом с вилкой. После этого, надавливая на вилку, включаем вторую передачу — теперь валы зафиксированы.

В финальной стадии ослабляем болт крепления шестерни на вторичном валу, потом отворачиваем гайку крепления шестерни на первичном валу, снимаем стопорное кольцо и отвинчиваем уже ослабленный болт крепления. Демонтируем вилку вместе с муфтой пятой передачи. Используя специальный съемник, вынимаем ведущую шестерню, аналогичным образом демонтируем шестерню на вторичном вале. Заменив комплект новых шестерен с желаемым передаточным числом, монтаж проводим строго в обратном порядке.

Трансмиссионное масло в коробку скоростей Лады Ларгус заливается еще на заводе. Его технические и эксплуатационные характеристики гарантируют бесперебойную работу до конца срока службы самого автомобиля. Поэтому доливать или менять масло в соответствии с руководством по эксплуатации не требуется.

Тем не менее среди автолюбителей существует мнение о том, что масло следует менять после 60 тысяч километров пробега, поскольку в нем могут образовываться металлические включения из-за абразивного износа шестерен. Автоматические трансмиссии более чувствительны к качеству масла, поэтому в АКПП масло следует менять после каждых 50 тысяч километров пробега.

Объем заливаемого масла в коробках JR5 и JH3 равен 2,5 и 2,8 литра соответственно. Заводом-изготовителем рекомендованы трансмиссионные масла марок Tranself TRJ либо NFJ, NFP и 75W80. Подробная инструкция по замене масла в КПП Лады Ларгус своими руками включает в себя несколько этапов:

  1. Подготавливаем емкость для слива масла, квадратный ключ на 8 для сливной пробки и шприц для залива масла в КПП.
  2. Устанавливаем автомобиль на подъемник, эстакаду или яму.
  3. Ставим емкость для слива масла под сливной пробкой, откручиваем пробку.
  4. Отворачиваем заливную пробку для ускорения процесса слива.
  5. После слива масла заворачиваем сливную пробку.
  6. Заполняем шприц новым маслом и осуществляем его заливку через заливное отверстие.
  7. Процесс заливки считается законченным при заполнении емкости до уровня заливной горловины.

не нравится

Проверка уровня масла осуществляется путем отвинчивания заливной пробки. Если масло сразу начинает подтекать, то уровень нормальный, если не подтекает, то жидкость следует долить.

Надежность коробок переключения передач во всех автомобилях модельного ряда Лады Ларгус довольно высокая. Они не требуют замены масла в течение всего срока эксплуатации авто, предусмотренного заводом-изготовителем, имеют высокие технические характеристики. По желанию владельца машины трансмиссия может быть адаптирована к его предпочтениям. А вот выбор механической или автоматической КПП во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля и стиля вождения его владельца.

Неисправности коробки передач и методы их устранения

Любой механизм имеет предел прочности, особенно если он работает с переменными нагрузками. Необходимо учитывать стиль езды водителя, который существенным образом влияет на долговечность детали. Обобщая накопленный опыт и анализ поломок, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, неисправности КПП можно объединить в несколько основных групп: шумы в коробке передач, затрудненное включение передачи и самопроизвольное выключение трансмиссии.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть