Какой расход масла в двигателе считается нормальным

Какие двигатели бывают и как определить расход масла

Любой силовой агрегат потребляет смазочные материалы. Система устроена таким образом, что герметичность картера весьма условна.

Потенциальных мест утечки достаточно много:

  1. Система вентиляции картерных газов. Смазка испаряется, превращается во взвесь во время работы, и естественным путем попадает во впускной тракт. Там пары масла просто сгорают в цилиндрах, вместе с топливновоздушной смесью.
  2. Прокладки поддона и головки блока цилиндров. Какими бы надежными они не были, микро утечки есть всегда.
  3. Сальники клапанов (так называемые клапанные колпачки).
  4. Сальники валов, выходящих за пределы блока двигателя.
  5. Маслосъемные кольца поршней. Они не замкнуты, каждое кольцо имеет технологический разрыв. Через него происходит утеска смазки в камеру сгорания.
  6. Сгорание масла на раскаленных поверхностях поршней и цилиндров. Снизу эти элементы постоянно орошаются смазкой.
    поршни двигателя с нагаром от масла

В новом обкатанном моторе потери должны быть минимальными, но они присутствуют всегда. По мере износа комплектующих расход масла возрастает, равно как и при возникновении неисправностей.

Об этом мы расскажем подробнее в конце статьи. Обычно двигатели «потребляют» не более 5%-10% от объема залитой смазки. При этом расход сильно зависит как от типа двигаетля, так и от манеры езды.

Существует некоторая зависимость от объема мотора, но она не так принципиальна. Скорее на «угар» масла влияет количество цилиндров: появляется больше потенциальных точек утечки.

Причины увеличения расхода масла в двигателе

Неисправности – частая причина превышения установленных норм. Автовладельцу стоит насторожиться, обнаружив возросший расход моторного масла: подобное свидетельствует об износе мотора, а значит и о возможных предстоящих ремонтных работах.

Показатели, от которых зависит возрастание выгорания масла, таковы:

  • продолжительность эксплуатации мотора;
  • конструкция силового агрегата;
  • рабочий объем блока цилиндров;
  • общий износ деталей;
  • состояние поршневых колец;
  • способ подачи горючего, тип топливного ресурса;
  • климатические условия;
  • своевременное прохождение ТО;
  • состояние масляного фильтра;
  • технические параметры моторной жидкости.

Возрастание расхода моторного масла естественно – двигатель изнашивается во время эксплуатации.

Повышения показателя расхода моторного масла от нормы может крыться как в изменившихся условиях, в которых эксплуатируется транспортное средство, так и в появлении неисправностей ДВС. Например, увеличение нагрузки или избыточный уровень смазки в системе.

Однако есть и другие причины отклонений расхода от нормы:

  • перегрев трущихся деталей – смазка испаряется в процессе работы мотора;
  • увеличение технических зазоров – масло попадает в камеру сгорания.

В некоторых случаях износ некритичен, однако устранить причину поможет лишь капитальный ремонт. Иные проблемы говорят о неисправностях, требующих немедленного устранения, иначе силовой агрегат может отказать:

  • Изменение целостности прокладки блока цилиндров легко заметить самостоятельно – в районе прокладки обнаружатся подтеки. Если разболтались болты – достаточно их подтянуть, если искривилась поверхность головки – выровнять и заменить прокладку.
  • При протекании сальников требуется выполнить их замену.
  • Плохо установленный масляный фильтр приводит к утечке смазочного материала. Достаточно устранить проблему, затянув его сильнее либо заменив новым.
  • Неполадки поршневой системы связаны с маслосъемными кольцами. Их заменяют, а при обнаружении коксования очищают спецсоставами. Когда чистка не помогает, требуется провести замену.
  • Дефекты стенок цилиндров устранять сложно. С такой проблемой справляется расточка или подбор колец с измененной геометрией.

Установка турбокомпрессора всегда приводит к значительному увеличению затрат смазки. До двухсот граммов на тысячу км пробега выгорает в турбированных моторах.

Турбированные бензиновые двигатели

Принято считать, что норма расхода масла в двигателе рассчитывается в пропорции к потраченному топливу. Для бензинового атмосферника, нормальный «угар» не должен превышать 2,5 мл на 100 л бензина.

Причем зависимость от износа агрегатов нелинейная. Новый движок потребляет больше смазки, поскольку детали еще не притерлись между собой. Уплотнения недостаточно герметичны, и расход масла до первой замены будет выше установленных показателей.

После завершения обкаточного периода, наступает заметное снижение потерь. В таком состоянии механизмы работают именно так, как заложено конструкцией.

Исключение из правил

Есть бензиновые силовые агрегаты, в которых повышенный расход масла предусмотрен изначально. К ним относятся форсированные ДВС, или моторы с высоким коэффициентом литровой мощности. Информация об этом имеется в инструкции, владелец такого авто должен быть готов к дополнительным расходам за высокотехнологичные решения. Для изношенных моторов без выраженных неисправностей нормальный расход масла составит 25-100 мл на 100 л топлива, причем по мере «усталости», цифра медленно прогрессирует.

Если количество ушедшей смазки подходит к рубежу 500 мл на 100 л бензина, пора задуматься о капитальном ремонте. После его проведения, расход должен быть немного больше, чем на новом моторе, с учетом его снижения после обкатки.

Для снижения этого показателя многие водители используют присадки в двигатель.

По утверждению производителей, «чудодейственные эликсиры» восстанавливают выработку на металлических поверхностях, и размягчают задубевшие сальники. Научно обоснованных подтверждений нет, равно как и аргументированных опровержений. Стало быть, для автовладельцев подобная процедура является лотереей.

Не следует путать показатели с форсированными моторами. Если на потраченную тонну бензина (эквивалент пробега 10000 км) вы добавляете 500-800 мл моторного масла – расход в норме.

Почему такая разница с атмосферником? Кроме повышенной теплоотдачи (угар на раскаленных поверхностях поршневой группы), смазка может законным образом испаряться в турбине.

Несмотря на то, что зтот узел довольно компактный, он прогоняет через себя большое количество технической жидкости. А учитывая высокую термическую нагрузку, избежать потерь не получится.

Для остальных деталей двигателя характерны высокие переменные нагрузки, из-за чего происходит кратковременная потеря герметичности сальников, маслосъемных колец и колпачков на клапанах.

Еще одна причина перерасхода масла – высокое давление в системе вентиляции картера. Как мы знаем, в этом воздушном пространстве находятся пары и взвесь смазки, которая исчезает в камерах сгорания.

Если имеется критический износ, или техническая проблема в двигателе – «угар» масла может достигать 2 л на 10000 км пробега. В такой ситуации требуется немедленный ремонт, иначе к потерям на покупку «лишнего» масла добавится внушительная сумма на восстановление или замену двигателя.

Интересно, что компрессорные (механические) системы наддува не влияют на расход смазки. Этот узел не нагружен термически, да и обороты на порядок меньше, чем в турбине.

Какой расход масла в двигателе считается нормальным

заливаем масло в двигатель

Определять норму расхода масла необходимо по объему, истраченному на сотню литров горючего. Обкатка нового двигателя до пяти тысяч километров обеспечивает трату масла до 1 л/1000 км в среднем. Аналогичное количество израсходуется при смене поршневых колец.

Границы расходования смазочного материала при пробеге от пяти до ста пятидесяти тысяч километров в л/1000 км:

  • стандартный режим эксплуатации – 0,25;
  • скоростной, характеризуется повышением нагрузки на транспортное средство – 0,4;
  • движение по горному серпантину и на аналогичных трассах – 0,5.

Если пробег более ста пятидесяти тысяч, нормальный показатель изменится и составит от 0,35 до 0,55 л/1000 км из-за износа деталей.

Для атмосферных ДВС

Показатель нормы расхода масла бензинового двигателя составляет от 0,005 до 0,025% на 100 литров топлива. Получается, что сгорает  5-25 гр масла на 1000 км. Однако если силовой агрегат заметно изношен, показатель возрастает. Нормой в этом случае становится сжигание от 25 до 100 граммов.

Затраты моторного масла в двигателе вырастают в жестких условиях, когда нагрузка на авто увеличивается. Проехав тысячу километров, долить придется от 400 до 650 граммов смазки.

Важно помнить, что данный тип моторов требователен к качеству расходников и если авто обслуживалось некачественно, то затраты масла вырастают. Нормы потребления смазки для только что вышедших с конвейера турбированных транспортных средств – от 80 граммов на 100 литров топлива.

Допустимый объем выгорания опирается на ресурс ДВС и изменяется в зависимости от предпочитаемого автовладельцем стиля вождения.

Нормальный расход масла для дизельного автомобиля будет 0,3 – 0,55 грамм  на 100 литров. Владельцу рекомендуется отправиться в сервис, если замечено превышение указанной нормы – 2 или более литров на 1000 километров пробега.

Дизельный двигатель

Допустимый расход масла для моторов, работающих на тяжелом топливе, составляет 200-500 мл на 100 л солярки. Конструктивные особенности турбированных дизелей существенно не влияют на «угар» смазки, разве что эксплуатация турбины съедает еще 100-200 мл.

Температурные потери в этих моторах на так заметны, основная проблема в ударных нагрузках. Любая втулка или вал с сальником постоянно испытывает поперечные (осевые) смещения, нарушая герметичность стыка. Движение поршней более резкое, маслосъемные кольца с каждым циклом пропускают смазку в камеру сгорания.

Важно! Если дым из выхлопной трубы стал более плотным и насыщенным, проблема может быть вовсе не в сажевом фильтре. Возможно, вы видите продукт сгорания моторного масла.

Дизельный мотор всегда дороже в эксплуатации, его ремонт влетает в копеечку. Поэтому, если вы обнаружили неприлично большой расход масла, немедленно ищите причину.

Расчет расхода масла в двигателе

замер масла

Существуют калькуляторы и специальные формулы, помогающие узнать допустимое количество масла на угар, применимое к конкретному варианту мотора и с учетом прочих параметров. Нормальные затраты смазки рассчитываются по объему, который тратится на сжигание сотни литров горючего.

Автолюбителю потребуется определить фактические затраты за цикл и расход на 100 литров горючего.

В формуле:

  • ∑q – объем долитого в рассчитываемый период;
  • Qz – залитое во время технического обслуживания;
  • Qs – слитое при очередном ТО.

В формуле:

  • V – объем смазочной системы;
  • R – расход горючего;
  • k – коэффициент износа для поршневой группы авто.

Для разных типов силовых агрегатов значение коэффициента различно:

  • дизель – 1,25,
  • бензин – 1,15,
  • турбированные – 1,3.

заливаем присадки в двигатель

Нормы расхода вырастают на двадцать процентов, если транспортное средство перенесло капитальный ремонт и эксплуатируется свыше пяти лет.

Какие неисправности ведут к перерасходу масла

Чтобы вернуть нормальный расход масла, вовсе не обязательно сдавать автомобиль на капитальный ремонт. К счастью, большинство причин «угара» можно устранить самостоятельно без лишних затрат.

Перечень проблем, которые решаются без обязательного посещения автосервиса:

  • проверьте герметичность прокладки картера – для этого достаточно произвести осмотр двигателя из смотровой ямы;
    протечка масла из картера двигателя
  • по возможности проверяйте место, где только что стоял ваш автомобиль, на отсутствие масляной лужи (или пятен);
  • часто причиной утечки может быть неплотно затянутая сливная пробка после проведения регламентных работ, или прокладка на этой же пробке;
    течь масла из под пробки поддона
  • неправильно закрученный масляный фильтр. В этом узле смазка находится под давлением;
  • засорившийся сапун вентиляции картера, или забитый клапан картерных газов создает избыточное давление: смазка выдавливается через сальники;
  • проверка компрессии в блоке цилиндров укажет на изношенные кольца (нас интересуют преимущественно маслосъемные);
  • для замены маслосъемных колпачков на клапанах не потребуется много средств – в большинстве двигателей этот узел доступен для обслуживания.

Итог

Почему-то, основными причинами перерасхода масла, считаются именно технические проблемы в двигателе. Мало кто задумывается над качеством смазки.

Любые эксперименты с вязкостью или заводской спецификацией могут привести не только к перерасходу, но и к более серьезным проблемам для силового агрегата.

О нормах расхода и причинах увеличенного потребления моторного масла

Слишком вязкая жидкости приводит к созданию избыточного давления в маслонасосе, как следствие – выдавливание смазки как говорят, изо всех щелей.

И напротив, жидкий состав обладает высокой текучестью, и проходит через уплотнительные сальники.

Напомним про экономию «на спичках», равно как и добавление присадок, не имеющих допуск производителя вашего авто. В большинстве случаев это приводит к перерасходу и поломкам мотора.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть