Как научиться трогаться на механике и автомате

В чем отличие вождения и эксплуатации автомобилей с МКПП и АКПП

В коробке-автомате напрочь отсутствует узел сцепления, поскольку за него всю работу выполняет гидротрансформатор, по команде компьютера передающий крутящий момент на колеса. То есть переключение передач осуществляется автоматически, в зависимости от набранной автомобилем скорости, характера езды и других параметров.

Поэтому, в отличие от использования механической трансмиссии, при наличии которой водитель должен при наборе или снижении скорости постоянно выжимать сцепление и манипулировать ручкой переключения передач, вождение проходит с большим комфортом. Одним словом, коробка-автомат для неопытного водителя – настоящая находка. По крайней мере, на первых порах.

Вместе с тем МКПП на старте дает «автомату» примерно 3 секунды форы, о чем прекрасно знают опытные автовладельцы. К тому же АКПП, что бы там не говорили маркетологи – а они утверждают, что благодаря инновациям сейчас расход топлива не зависит от типа трансмиссии – машины с АКПП все-таки более прожорливы.

Как протекает начало движения машины с места

Механическая коробка переключения передач имеет большую надежность в использовании, но при этом довольно сложна для молодого автолюбителя, особенно в условиях большого города. Она требует ускоренной и синхронизированной работы рук и ног водителя.Главными элементами ручной коробки на машине, являются валы и шестерни.

Как научиться трогаться на механике и автомате

В механических коробках применяются 3 вида валов:

  1. ведущий;
  2. ведомый;
  3. промежуточный.

Ведущий вал выходит из коробки переключения передач, для совмещения с диском сцепления и передает крутящийся момент на промежуточный вал . Тот расположен рядом с ведущим валом и соединен с ним с помощью шестеренки, которая установлена на ведущем валу. На промежуточном валу так же смонтирован блок шестеренок.

Ведомый вал находится на одной оси с ведущим валом, но двигается независимо от него. На ведомом валу расположены шестеренки, которые не обладают жесткой сцепкой. Между ними располагаются синхронизаторы, которые закреплены на валу и движутся вдоль него. На конце синхронизатора расположены зубцы, которые в процессе работы проходят через шестерню ведомого, и таким образом сцепляются.

Схема устройства механической коробки

Рассмотрим сам процесс трогания с места «со стороны» машины.

При выжатом сцеплении, которое играет роль передаточного звена между коробкой передач и двигателем и шестеренки КПП вращаются плавно и свободно. При сбросе сцепления, выбранная на коробке передач шестерня заходит в зацепление с вторичным валом, и машина трогается с места.

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Как научиться трогаться на механике и автомате

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Стартуем на «механике»

Обычно первые попытки плавно тронуться с места у подавляющего большинства новичков приводят к отсутствию возможности управлять как ногами, так и руками. То есть пропадает самообладание, автомобиль дергается – ведь мотору не хватает оборотов для уверенного старта. Поэтому нужно всегда помнить, что после запуска двигателя при нейтральном положении ручки МКПП диапазон оборотов должен быть в пределах 1500-2000 в минуту.

На ровной дороге

Для начала нужно все внимание сосредоточить на сцеплении. Далее выжимаем педаль – для этого придется приложить больше усилий, чем для манипуляций с газом – и включаем первую передачу. Затем нужно плавно отпустить педаль и внимательно ждать изменений в звуке двигателя или машины в целом. Если что-то не так – повторно выжимайте сцепление.

После старта спешить тоже не стоит, добавлять обороты двигателя с помощью педали газа нужно тоже постепенно, иначе машина заглохнет, и все придется повторять сначала. И всегда помним: все перечисленные действия нужно совершать только на первой передаче. Потому что переключение скоростей – это уже совсем другая наука.

На подъем

Рычаг МКП и АКП

Как научиться трогаться на машине, стоящей под уклоном, нужно изучать только после того, как твердо освоена практика старта с ровной поверхности. Особой специфики здесь нет, но некоторые нюансы все-таки существуют.

 При включенном стояночном тормозе выжимаем сцепление и заводим мотор.

 Включаем первую передачу.

 Беремся за ручник правой рукой. 

 Начинаем постепенно отпускать педаль сцепления, слушая двигатель, который будет либо изменять звук, либо глохнуть.

 Оперативно останавливаем движение ноги, стоящей на педали сцепления (сцепление не должно быть отпущено до конца!), и слегка прибавляем оборотов двигателя. Он должен работать с нагрузкой, что позволит автомобилю не скатиться даже без нажатия на педаль тормоза. 

 Медленно отпускаем ручной тормоз и контролируем начало движения.

Затем следует плавно и слегка добавить газу. Также в самом начале старта допускается манипулировать педалью акселератора прерывисто – это нужно для контроля оборотов. Но так, чтобы колеса не буксовали. Наконец, после уверенного старта нужно полностью отпустить сцепление. 

Трогание на «автомате»

Казалось бы, автоматическая коробка передач позволяет ездить значительно проще, чем с МКПП. И это действительно так: отсутствие сцепления и необходимости постоянно включать то понижающие, то повышающие передачи позволяет расслабиться и медленнее уставать. Однако есть другие аспекты, доказывающие, что на практике не все так радужно.

Во-первых, нужно всегда помнить о том, что положение селектора АКПП перед тем, как научится трогаться с места, следует перевести в режим «Р» или «N». И тогда мотор заведется плавно, избежав возможных осложнений. 

Во-вторых, как и в случае с механической трансмиссией, отправляться в путь при непрогретом силовом агрегате крайне нежелательно. Ведь мотору, как и всем узлам и агрегатам автомобиля, требуется адаптация к меняющимся погодным условиям. Соответственно, летом для прогрева достаточно дать двигателю хотя бы пару минут поработать на холостых оборотах, а морозной зимой этот параметр увеличивается до 10-15 минут. Соблюдение данного правила позволит равномерно распределить масло в коробке-автомате и выйти на рабочий режим.

В-третьих, перед тем, как научиться трогаться на машине с «автоматом», нельзя обойтись без тщательного изучения названий режимов, обозначенных на рычаге КПП цифрами и буквами. 

Наконец, практика вождения гласит, что для управления таким автомобилем требуется только одна нога – правая. Ведь использование обоих на двух педалях часто приводит к неприятным ситуациям на дороге. 

Выжимаем педаль тормоза, запускаем двигатель и прогреваем его. При этом рукоятка селектора должна находиться в положении «нейтраль» либо «паркинг». Далее за счет включения режима «D» активируем автоматическое переключение передач. Как только отпустим педаль тормоза, автомобиль начнет движение – ему для этого не нужны манипуляции с педалью газа. Ее использовать допустимо исключительно до характерного толчка, который сигнализирует о полном включении стартовой передачи.

Советы на будущее

Как научиться плавно трогаться – это одно дело, а выходить из трудных ситуаций – совершенно другое. В случае непродолжительных остановок рекомендуется не переводить рычаг АКПП в нейтральное положение. Если же автомобиль забуксовал, то не следует давить на газ – пользы от этого никакой, зато пострадает главная передача и агрегат в целом.

 PS: Одним словом, научиться плавно трогаться на машине можно достаточно быстро. Особенно, если начинающий водитель рассчитывает в ближайшее время «намотать» не одну сотню километров. Главное в этом деле – методичность, холодная голова и желание непрерывно учиться. 

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

https://www.youtube.com/watch?v=rAkN_mUw42g

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть